Расписание

Основные принципы постановки любого навыка

О том, как держать мозг в тонусе и развивать его, вы узнаете из этой статьи. А отдельные принципы постановки навыка затронем здесь. Чтобы овладеть навыком, нужно довести его до уровня неосознанной компетенции (использовать на автомате, не задумываясь). Достичь такого результата помогают следующие принципы:

Изоляция. Она представляет собой максимальное сосредоточение на конкретной компетенции и направление на нее 100% вашего внимания, сил, времени (тех ресурсов, которыми вы располагаете). Например, основная цель – жонглирование, и свободны 2 часа в день. Представьте, что, кроме того, нужно еще научиться дрессировать собачек. Можно ли убить двух зайцев одним выстрелом и поделить время между этими навыками (час жонглировать, а второй час заставлять болонок прыгать через обруч)? Ответ – нет. В противном случае осваивать каждый из навыков вы будете в 2 раза дольше, что неэффективно. По тем же причинам не нужно учить 2 языка параллельно. На переключение между навыками будет тратиться много времени, и пока один навык тренируется, второй – забывается.

Интенсивность. Это принцип нужен для возникновения накопительного эффекта. Когда вы приходите в спортзал, вы не чередуете подходы, как заблагорассудится. – Сначала делаете упражнения на одну группу мышц, потом на другую, затем на третью (чтобы она не успевала отдохнуть). То же самое с головой. Когда вы отрабатываете одни и те же упражнения с высокой интенсивностью, одни и те же структуры в мозгу напрягаются. В обратном случае это будет похоже на работу с 2 чайниками, которые вы пытаетесь вскипятить на одной конфорке, постоянно меняя между собой (получается, сколько времени каждый чайник нагревается, столько и остывает).

Обратная связь – третий кит постановки навыка. Он срабатывает, когда мы получаем информацию о том, правильно совершили действие или нет (верно воспроизвели информацию или нет). Если обратная связь позитивная, то человек получает позитивное подкрепление (вырабатываются гормоны удовольствия, он хочет повторения). Если негативная, то есть возможность исправить ошибку и увидеть зоны роста (где слабые места, что нужно качать). Обратную связь надо получать моментально, в противном случае она не сработает – мозг ничего не запомнит.

Если человек тренируется самостоятельно, нужно продумать заранее, как именно он будет получать обратную связь, в зависимости от того, какой навык ставится. Это могут быть “правильные ответы” или некий эталон (например, при повторении иностранных слов можно закрыть столбец со значением, читать звучание, называть перевод, а потом сравнивать с правильным вариантом). Если это танец или жонглирование, можно ориентироваться на свое отражение в зеркале или на пошаговые видеоуроки. Если человек изучает фонетику языка, то обратной связью будет запись голоса диктора (человек слушает, повторяет, затем слушает повторно, чтобы убедиться, правильно он произнес или нет).

Это были 3 кита постановки навыка. Помните о них, делайте регулярно (читайте, запоминайте, учите английский, развивайте внимание и т.д. хотя бы по 10-15 минут в день) и повторяйте выученное по правильной схеме (система повторения описана в этой статье. Тогда вам удастся быстро и эффективно поставить навык.

^