Как научить ребенка делать домашнее задание самостоятельно? Стоит ли помогать при трудностях с домашним заданием?

Нужно ли помогать ребенку с домашним заданием?

15 июня 2020
2391
4 мин.

Домашняя работа нужна ученику не только для того, чтобы закрепить знания, но и для тренировки навыков самостоятельности и самоорганизации, которые просто необходимы во взрослой жизни. Поэтому родителям следует стремиться к тому, чтобы ребёнок без помощи и напоминаний занимался сам.

Почему ребёнок не делает уроки сам

Не получается

Может быть, ребёнку непонятен материал, у него пробелы в знаниях или недостаточно развиты психические процессы: логика, память и внимание. Поэтому ученику сложно сконцентрироваться на уроке и уловить сложный материал. В этом случае следует начать тренировать память и внимание. Сделать это можно с помощью простых упражнений .

Может статься и так, что ученик с первого раза не уловил объяснение той или иной формулировки, но побоялся переспросить из-за страха перед учителем. Проблему можно решить, поговорив с преподавателем или объяснив ребёнку непонятные термины самостоятельно.

Нет желания

Если ребёнок не хочет заниматься, то следует делать акцент на любых его достижених в учёбе. Например, вместо того чтобы отругать школьника за плохо выполненную домашнюю работу, можно попробовать найти, за что его можно похвалить: за отдельные решённые задачки, за аккуратность, за несколько правильных ответов на вопросы в конце главы... Похвала — секретный ключик к детской мотивации.

Основные трудности с домашним заданием

Ошибки

Если ученик допускает много ошибок, необходимо научить его проверять свою работу самостоятельно. Следует поощрять его, если задание выполнено на отлично. В качестве поощрения могут быть, например, любимые конфеты: сделал без ошибок — получил 10 конфет, одна ошибка — 5 конфет, 2 ошибки — увы, но сегодня без сладостей.

Прокрастинация

Не каждый ребёнок сможет самостоятельно отложить джойстик или смартфон и сесть за уроки. В этом случае следует приучить школьника планировать выполнение домашней работы, засекая время, а затем поощрять. К примеру, вы можете договориться с ребёнком, предложив посмотреть новый фильм, если он успеет завершить домашнюю работу в установленный срок.

Чрезмерная помощь со стороны

Иногда репетитор или сами родители делают домашнюю работу за ребёнка. Так школьник думает, что ему не обязательно слушать учителя и понимать материал — ведь в итоге всё сделают за него. Если же без сторонней помощи не обойтись, важно знать, как правильно выбрать специалиста, чтобы не только улучшить оценки школьника, но и привить ему навыки самостоятельности.

Как научить ребёнка делать уроки

Тренировать самостоятельность

Сначала можно делать задания вместе с ребёнком, направлять его и отвечать на вопросы, а затем постепенно ослаблять этот контроль. Например, можно вместе разобрать, как делать все задания сразу. Как только ребёнок всё поймёт — пусть попробует сделать задание сам. Важно, чтобы школьник научился собирать вопросы и приносить на проверку задание целиком, а не звал родителей помочь каждую минуту. Постепенно можно расширить границы самостоятельности, полностью передав ребёнку ответственность за домашнюю работу, и проверять только результат.

Улучшать концентрацию внимания и усидчивость

Чтобы понять, насколько школьник может сосредоточиться на работе и выполнить её до конца, следует понаблюдать за тем, как он выполняет домашнюю работу. Если у школьника не получается сконцентрироваться и довести задание до конца, стоит проводить занятия в игровой форме или попробовать добавить специальные упражнения на концентрацию внимания. В любом случае следует всегда делать небольшие перерывы в течение занятия — это позволит ребёнку немного отвлечься и приступить к задаче с новыми силами.

Планировать выполнение домашней работы

Можно взять за правило, что сначала надо делать устные задания — потом письменные, сначала на черновике — потом на чистовике, сначала простые — потом сложные. Перед тем, как приступать к домашней работе, следует проанализировать все упражнения, чтобы ребёнок понял, как их выполнять. Затем выстроить порядок, чётко спланировать время и проконтролировать — уложился ли, например, в час. То, что не получается, можно пропустить и вернуться потом. Задание желательно выполнять в тот же день, в который ученик его получил, пока информация, полученная на уроке, ещё не выветрилась.

Выработать систематичность

Соблюдать регулярность и не нарушать её — важно для закрепления любого навыка. Поэтому существенно, чтобы выполнение домашнего задания вошло в привычку. Например, даже если на дом ничего не задали, всё равно необходимо сделать любое задание из школьной программы (можно взять учебник за тот же класс, но от другого издательства). Таким образом ребёнок не только привыкнет к занятиям в одно и то же время, но и поймёт, что может быть несколько решений на одну и ту же задачку. Этот метод особенно актуален для математики: бывает, сколько учебников, столько и решений одного и того же примера.

Организовать рабочее место

Не секрет, что окружающая обстановка влияет на работоспособность человека. Поэтому в комнате ребёнка должна быть оптимальная температура, хорошее освещение и удобный письменный стол, стул. На рабочем столе должно быть достаточно места для учебников, тетрадей, канцелярских принадлежностей, ноутбука. Следует приучить ребёнка не захламлять стол ненужными вещами, которые могут отвлечь. Важно, чтобы он понимал, что письменный стол — это рабочее место, на котором должен царить порядок.

Как правильно выполнять домашнее задание

Начинать с самого сложного предмета

Выполнять домашнее задание следует с того предмета, который меньше всего нравится ребёнку или даётся ему хуже прочих. Принцип: чем больше сил ученик израсходует на простые задания, тем меньше останется на более сложные. Справившись же с трудным заданием в начале, ребёнок ощутит положительные эмоции и мотивацию продолжать доделывать оставшиеся простые задания.

Важно дать школьнику возможность разобраться с заданием самостоятельно. Только если он совсем не разобрался в вопросе, можно дать подсказку, направив его мысли к правильному ответу.

Разбивать большие задания на несколько маленьких

Научные эксперименты, сочинения или презентации требуют поэтапной и вдумчивой работы. Нередко ребёнок боится объёма работы и не знает, с чего начать. В этом случае следует помочь школьнику разделить большую задачу на несколько блоков и распределить их в плане занятий. Если проект несрочный, можно выделить несколько дней, а если сдавать уже завтра — стоит разбить задачу на несколько часов с перерывами. При таком распределении нагрузки у ребёнка не будет ощущения, что объёмные задания — это всегда сложно, долго и скучно.

Делать короткие перерывы

Это позволит ученику держать продуктивность на высоком уровне. Например, можно установить правило: каждые 30–50 минут устраивать десятиминутные переменки. Важно сразу договориться с ребёнком, что эти перемены будут проходить без гаджетов и Интернета. Следует объяснить школьнику, что навязчивый поток информации из соцсетей не даст мозгу отдохнуть. Лучше предложите ему прогуляться или съесть что-нибудь питательное.

Родителям не стоит упрекать себя, если у них нет времени или желания делать уроки с ребёнком, и ругаться, если школьник не выполняет домашнее задание вовремя и прилежно. Домашнее задание даётся детям, а не родителям — обязанности по его выполнению лежат на учениках. Однако всегда можно всем вместе разобраться в сложном вопросе, помочь ребёнку организовать рабочий процесс, поддержать в случае плохой оценки и похвалить за успехи.

Нет времени читать? Заберите к себе и прочтите позже:

Мы используем файлы cookie. Вы не против?