Содержание
- Как происходит процесс запоминания у детей разных возрастов
- Какие виды памяти существуют
- Способы развития памяти у детей разных возрастов
- Общие советы
Такой сложный психофизиологический процесс, как память, требует постоянной тренировки. В отличие от взрослых людей, которые уже обладают хорошей памятью, дети ещё не способны правильно обрабатывать информацию и запоминать то, что действительно нужно.
Задача родителей — помогать ребёнку развивать память, обеспечивая для этого необходимые условия. Если не уделять этому внимания, в будущем у ребёнка могут возникнуть проблемы как в учёбе и на работе, так и в повседневной жизни.
Как происходит процесс запоминания у детей разных возрастов
До 2 лет
В этом возрасте дети не способны запоминать большое количество информации. Но примерно с шести месяцев малыши проявляют первые признаки развития памяти: они помнят и пытаются воспроизвести определённые звуки.
От 2 до 6 лет
В это время большинство детей учится говорить и воспринимать речь. Приближаясь к школьному возрасту, ребёнок начинает использовать все сохранённые ранее данные. Лучше всего запоминаются не сухие факты, а информация, которая связана с историей или сюжетом.
От 6 до 12 лет
Дети учатся справляться с более сложными задачами, читать, считать и вычислять. В этом возрасте начинает развиваться долговременная память, благодаря чему процесс запоминания протекает легче.
Источник: giphy.com
От 12 лет и старше
Благодаря получению новых знаний, развитию навыков и опыту, детский мозг начинает работать, как у взрослых. В этот период рекомендуется записать ребёнка в какой-нибудь кружок или предложить интересное хобби, так как в этом возрасте он начинает ясно осознавать, что именно ему интересно. Попробуйте направить его увлечения в правильное русло.
Какие виды памяти существуют
Двигательная память развивается у новорождённого в первую очередь. Она помогает малышу учиться сидеть, ползать, ходить, держать в руках ложку или игрушку.
Эмоциональная память в начале жизни носит больше рефлекторный характер: родитель рядом — малыш спокоен, родитель далеко — малышу одиноко. И только к шести месяцам ребёнок начинает запоминать эмоции более осознанно и может расплакаться, если показать ему игрушку, которой накануне он случайно ударил себя по лицу. В этот период малыш с лёгкостью узнает членов семьи: видит маму и улыбается, посторонним же людям улыбаться вряд ли станет. Именно эмоциональная память делает узнавание возможным.
Источник: giphy.com
Образная память формируется у малышей ближе к году. Они не только запоминают вкус, прикосновения или образы, но и создают ассоциации, связанные с этими воспоминаниями. Через образную память ребёнок формирует свои представления о мире.
Словесно-логическая память помогает ребёнку формулировать и воспроизводить мысли. Однако этот вид памяти начинает работать, если малыш научился говорить хотя бы 10–20 слов.
Кратковременная память у каждого ребёнка имеет свой объём, так как это индивидуальная способность, данная природой. Она сохраняется на всю жизнь практически без изменений. Кратковременная память позволяет воспринимать новые данные, сразу сортировать их и оставлять только то, что нужно.
Долговременная память — место, куда отправляются полученные из кратковременной памяти данные. Развивается этот вид памяти у некоторых детей до года, а у кого-то — чуть позже.
Оперативная память необходима для сохранения временной информации. Например, когда мы складываем два числа в уме, промежуточную сумму после сложения десятков мы оставляем «в уме».
Способы развития памяти у детей разных возрастов
Трёхлетний ребёнок плохо воспринимает обучение в «школьном» формате, и единственный способ что-либо тренировать с малышами — это игра. Усложнять задания следует постепенно, основываясь на способностях ребёнка.
До 3 лет
«Повторяй за мной»
Суть упражнения в том, чтобы показать ребёнку несколько движений, которые он должен точно повторить. Вы можете менять условия, превратить игру в логопедическую, если попросите ребёнка повторять движения языка и губ.
Плюс этого упражнения не только в том, что во время физических упражнений кровь быстрее насыщается кислородом и активизируется мозговая деятельность, но и в удовольствии — дети любят подвижные и весёлые игры.
«Что исчезло?»
Выставите несколько игрушек перед малышом и попросите запомнить их. Затем попросите его отвернуться и уберите один из предметов. Повернувшись обратно, ребёнок должен заметить, какой предмет и откуда пропал. Предметы могут не пропадать, а меняться местами или добавляться, а изменения могут происходить с несколькими предметами сразу.
Если ребёнок легко справляется с задачей, условия можно поменять: спрячьте игрушку ребёнка и разыграйте с ним сценарий, в котором кто-то похитил эту игрушку, и её надо срочно вызволить из плена.
Сначала «похищайте» крупные и заметные игрушки, затем более мелкие и менее привлекательные. После того как ребёнок вспомнил, какой игрушки не хватает, можно устроить квест и искать пропажу по принципу «горячо — холодно». Можно искать по подсказкам, по фотографии или другим способом.
«Найди отличия»
Детям до двух лет можно предложить сравнить одинаковые на первый взгляд картинки или предметы.
Собирая с ребёнком цветные кубики, называйте их цвета. Ближе к трём годам важно научить ребёнка пересказывать прочитанные ему сказки и стихи. Задавайте малышу много вопросов — такой метод не только развивает память, но и речь.
Источник: commons.wikimedia.org
От 3 до 4 лет
Особое внимание в этом возрасте следует уделить развитию образной и словесно-логической памяти.
«Рассказ»
Покажите ребёнку картинку и попросите его охарактеризовать её: что на ней нарисовано, какие эмоции у персонажей на ней, что они делают и что с ними будет потом.
«Карточки с картинками»
Главная цель упражнения — научить ребёнка фантазировать. Покажите ему карточки, на которых изображены животные. Затем уберите картинки и попросите его представить, что он гуляет по зоопарку. Называйте тех животных, которых малыш увидел на карточках, но нескольких пропустите. Пусть малыш скажет, кого не хватает в зоопарке. Постепенно увеличивайте количество карточек-картинок.
«На вкус и цвет»
Это упражнение развивает связь между разными видами памяти. Попросите ребёнка представить яблоко. Пусть он подробно расскажет, какой оно формы, цвета и какое на вкус. Затем попросите описать лимон, апельсин, арбуз и так далее.
«Маршрут»
Предложите ребёнку проговорить маршрут до известного ему места: садик, парк, детская площадка. Чтобы усложнить задачу, попросите ребёнка описать маршрут в обратную сторону или объяснить другому человеку путь до места, где тот ещё ни разу не был.
Методика Марии Монтессори
Этот метод отлично подойдёт детям от 3 до 5 лет, которые начинают учить буквы. Для тренировки по Мотнессори вам потребуются карточки с буквами. Вы можете изготовить их самостоятельно или купить готовые. Попросите ребёнка пальцем обвести контур буквы и назвать звук. Как только малыш выучит согласные и гласные звуки, переходите к словам и несложным фразам. Метод Монтессори помогает ребёнку не только научиться читать, но и развивать мелкую моторику и логику.
Карточки Домана
Методика Домана основана на работе с карточками, которые помогают запоминать информацию. Вы можете создать карточки самостоятельно или приобрести готовые в книжном магазине. Сначала покажите малышу первые 15 карточек с простыми словами и проговорите их. Потом попросите ребёнка повторить сказанное вами. Когда он освоит все карточки, составляйте из слов словосочетания. Эта методика не только развивает память, но и помогает запоминать новые слова, даже иностранные.
от 5 до 6 лет
В этом возрасте важно тренировать кратковременную память.
Логические ряды
Покажите ребёнку изображения нескольких предметов в ряд, потом перемешайте карточки и попросите его вернуть картинки в исходное положение.
Запоминание деталей
Поиграйте с рёбенком в сыщика, который внимательно запоминает детали. Покажите фотографию человека и его досье, состоящее из слов и словосочетаний: «любит мороженое», «живет с собакой», «носит полосатые носки». Потом предложите ребёнку опознать человека по описанию. Можно купить карточки с изображениями людей, животных или транспорта. Разложите картинки перед ребёнком, опишите одну из них и попросите ребёнка выбрать карточку согласно характеристикам.
Графические упражнения
«Соединялки», лабиринты и «обводилки» — кладезь заданий. Предложите ребёнку задания, где надо соединить точки, чтобы получился узор, рисунок, буква или слово. Графические упражнения также развивают мелкую моторику.
Дополнив упражнения ассиметричной пальчиковой гимнастикой, мы получаем хороший «брейн-фитнес» для дошкольника, который помогает развиваться, готовиться к школе и разнообразить общение взрослого с ребёнком.
от 6 до 12
В этот период на ребёнка обрушивается огромный объём новой информации в школе. Не следует требовать от школьника заучивать всё наизусть — так будет тренироваться только кратковременная память, но не долговременная. Формат занятий лучше оставить игровым, он по-прежнему остаётся для ребёнка наиболее приемлемым. Поручайте ребёнку разгадывать кроссворды и ребусы или соединять слова в логические цепочки: огород, грядка, картошка, ведро, печка, пирожок с картошкой.
Источник: giphy.com
от 12 лет и старше
В этом возрасте ребёнок легко воспринимает новую информацию, умеет выстраивать логические связи, создавать образы, сохранять их в памяти. Воспользуйтесь этим, чтобы дать необходимый толчок к следующему этапу развития подростка.
Попросите подробно рассказать, как ребёнок провёл день в школе: какого цвета были шторы в классе, какой узор был на них, какие цветы стоят на подоконниках. Расспросите его о деталях внешности людей, которых он видел: во что они были одеты, какие черты лица у них были, каковы эти люди, по мнению подростка, — добрые или не очень. Такой подход развивает эмоционально-ассоциативную память.
Общие советы
Не ругайте ребёнка
Если в процессе тренировки ребёнок что-то забыл, вернитесь к началу и попробуйте ещё раз. У каждого малыша преобладает какой-то один или два вида памяти. Важно понять, как именно ваш ребёнок лучше запоминает информацию, и построить тренировки согласно его особенностям. Вместо порицания поощряйте ребёнка — так он будет замотивирован заниматься дальше.
Следите за режимом дня
Если вы заметили, что у ребёнка младшего школьного возраста появились проблемы с запоминанием, а учителя жалуются на рассеянность, пересмотрите его режим дня и проследите, чтобы он соблюдал его.
Следите за питанием
Кормите ребёнка полезными продуктами, которые благоприятно влияют на работу мозга. Включите в меню жирную рыбу, икру, зелёный горошек, овсянку, грецкие орехи, чернику, шоколад, льняное масло, яблоки, морковь и киви.
Проверяйте знания
Чтобы долговременная память хорошо работала, спрашивайте ребёнка о выученном сначала один раз в неделю, затем раз в месяц.
Не заставляйте
Когда ребенок занимается из-под палки, он получает нулевой результат или начинает негативно относиться к учёбе. Если малыш не хочет заниматься в этот раз, не заставляйте его.