Расписание

Как освоить учебник за несколько дней

Большинство ребят, которые проходили наши курсы, владеют навыком, который удивляет родителей и учителей. Они могут освоить учебник школьной программы за несколько дней совершенно самостоятельно. Освоение предполагает структурирование информации и запоминание наиболее важных данных, например фактов, терминов, дат, классификаций, определений и т.д. В этой статье расскажу, как они это делают и поделюсь секретным алгоритмом, чтобы сомнений в реальности такого результата не осталось.

Этап№1 – подготовка

Разумеется, мы не даем своим студентам никаких волшебных таблеток, наевшись которых они становятся гениями. Любой навык требует отработки, чем и занимаются дети и взрослые на курсах. Разбор учебника – непростая технология, которая состоит из множества частей, и чтобы справиться с целым учебником, нужно сначала натренировать все эти мини-навыки.

  1. Тренировка внимания и настрой на работу. Невозможно осилить целый учебник без развитой концентрации внимания. Для этого мы рекомендуем делать пальчиковую гимнастику, тренироваться в устном счете, выполнять корректурные пробы, скачать приложение с таблицами Шульте, играть в “Муху”, находить выходы из лабиринтов и т.д. Одним словом, выберите упражнения на внимание, которые вам больше нравятся и тренируйтесь ежедневно. Все актуальные упражнения, развивающие концентрацию внимания, описаны в нашей статье.
  2. Тренировка запоминания парной, последовательной, числовой, графической информации и фонетическое кодирование. Если обобщить, то все это разные методики развития памяти. Соответствующие упражнения на любой вкус вы найдете здесь. Если вы хотите более быстрого результата, запишите ребенка на курсы развития памяти у детей.
  3. Освоения принципов, помогающих правильно и быстро запоминать информацию, например:
    • Информационное сито. Суть в том, что, если ребенок в 9 классе не понимает, почему у растений есть фотосинтез, а у кошек нет, осваивать учебник по биологии за 9 класс не нужно, потому что новая информация не запоминается без связи с уже знакомой. Следует начать с 5 класса, чтобы нарабатывать базу по предмету поэтапно.
    • Метод антибарана. Чтобы поставить навык, мы обычно делаем аналогичные действия много раз с максимально высокой скоростью. Если какой-то момент не дается с первого раза, например, сложный пример, пропустите его и двигайтесь дальше. К проблемным местам лучше возвращаться в конце, чтобы не тормозить себя.
    • Метод трех китов: интенсивность, изоляция и обратная связь. – Вот главные принципы постановки любого навыка. Как это работает на практике, читайте в статье.
  4. Методика повторения материала.
    • воронки. Это метод повторения, когда информация делится на 2 части: ту, которая запоминается хорошо и ту, которая запоминается плохо. Впоследствии нужно чаще повторять ту, которая запоминается плохо, и снова делить на 2 категории. – И так до тех пор, пока не запомните все.
    • метод активного воспроизведения предполагает повторение информации вслух. Затем нужно свериться с текстом и снова повторить, исправив ошибки. Проговаривать информацию по памяти очень важно для качественного запоминания.
    • метод интервального повторения заключается в том, что повторять нужно в течение определенного времени: через час, через 3 часа, перед сном, на следующий день, через 3 дня, потом 7 дней. Повторяя по такой схеме, вы запомните материал надолго.
      Процесс повторения в Advance тесно связан с работой с карточками. Они позволяют повторять информацию по методу воронки (путем сортировки на 2 стопки) и являются удобными физическими воплощениями единиц информации (можно потрогать, отложить в сторону, сортировать, проговаривать, достать в любой момент и т.д.). Подробнее об этой работе вы сможете прочитать в статье “Как использовать карточки для освоения школьных предметов”.
  5. Овладение навыками просмотрового чтения и выделения главного в тексте. Речь идет об умению просканировать текст и быстро найти фактическую информацию (даты, термины, имена и т.д.). После того, как нужная информация найдена, ее нужно выделить. – Для этой цели удобно использовать разноцветные текстовыделители. Навык выделения главного включает умение критически оценивать информацию (чтобы выбрать реально главное, а не подчеркивать все подряд, усложняя себе задачу).
  6. Навык составления майнд-карт. Это как раз тот основной инструмент, который позволяет запоминать большое количество информации, в том числе целый параграф. Как его использовать, читайте здесь.

Этап №2 – работа с параграфом учебника

  1. Перед чтением нужно создать максимально “плотное сито” (чтобы больше понять и запомнить). Для этого нужно актуализировать информацию: повторить конспект с прошлого урока. Если все понятно и хорошо вспоминается, то переходите к изучению нового. Если что-то забылось, повторите и только потом переходите к изучению нового материала. Если вы работаете над главой или параграфом, просмотрите карточки и майнд-карты по темам, которые могут помочь освоить материал.
  2. Проверьте, насколько важен новый материал: связан ли он с экзаменом? Пригодится ли в будущем? Насколько прочно и надолго нужно запомнить эту информацию? – Бегло просмотрите страницы учебника (по несколько секунд на страницу) с начала темы. Оцените вопросы к параграфу и задания на дом (чтобы понимать, какая информация понадобится из параграфа).
  3. Информацию из параграфа нужно извлекать послойно. Сначала перенесите на карточки все, что получится, не читая параграф (выделенные определения, законы, формулы, даты). Если материал для запоминания невозможно закодировать сразу, то запишите его, как есть и закодируйте позже.
  4. Выучите карточки, которые понятны, а непонятные отложите в сторону. Используйте метод воронки и активного воспроизведения.
  5. Бегло прочитайте параграф, выделив текстовыделителем главное. Значения непонятных слов, терминов, законов найдите в интернете или словаре.
  6. Нарисуйте майнд-карту и сделайте карточки по выделенному в тексте. Если материал остался непонятен, прочитайте предложение/абзац сначала. Прочитайте майнд-карту/карточки и проверьте правильность, сравнив с выделенным в тексте. Выучите отложенные (непонятные до чтения) карточки и те, которые вы создали во время чтения. Схематично одним цветом нарисуйте по памяти майнд-карту, используя активное воспроизведение, и сравните с оригиналом, восполнив то, что было изменено или потеряно.
  7. Время повторить то, что хуже или неправильно воспроизводилось. Повторяйте или представляйте в голове исправленную майнд-карту до тех пор, пока не будете легко ее вспоминать.
  8. Прочитайте параграф полностью. На сформированное и закрепленное сито лягут все мелкие детали и факты, которые мы не выделили при первом прочтении. Ответьте на вопросы и сделайте задания после параграфа.

Что делать, если информация не понятна?

Если в параграфе встречаются незнакомые термины, факты, законы или отсылки к ним, без которых материал непонятен, пробегитесь по учебнику с начала этой темы/раздела и найдите нужную информацию в учебнике или интернете. Если она важна , перенесите на карточки и выучите.

Если незнакомой информации много, и ее нет в учебнике, пройдите по алгоритму все пособия ранних классов, убрав пробелы по предмету.

Если текст параграфа все равно сложен для понимания, возьмите учебник попроще (особенно, если имеете дело с учебником для углубленной программы), прочитайте в интернете статью Википедии или любую другую, которая проста для восприятия. Если информации в нужном параграфе слишком много, разделите ее на 2 этапа: сначала самая важная информация, а “вторым проходом” второстепенная.

Как закрепить информацию

После освоения параграфа повторяйте карточки и майнд-карты в течение недели, а также бегло просматривайте задания и вопросы в конце. Через 7 дней устройте себе экзамен, перерисуйте майнд-карты по памяти и сравните с оригиналом. Строго проверьте карточки, используя методы повторения. Ответьте на вопросы и устно выполните задания после параграфа.

Как освоить целый учебник

Теперь, когда вы поставили нужные навыки и потренировались на параграфе или главе, можно масштабировать свой опыт на весь учебник.

  1. Для начала определите цель работы с учебником. Это может быть:
    • подготовка к экзаменам;
    • сдача предмета в школе;
    • необходимость найти ответ на какой либо вопрос.
  2. Обязательно проверьте учебник.
    • На технологии. Адекватная ли у него структура и выделена ли база (определения, понятия, термины)? Учебник, в котором структуры нет, быстро не освоить. Неподходящий вариант только снизит мотивацию и затруднит работу. Выход есть – найдите учебник с хорошей структурой, который подойдет для самостоятельного изучения материала.

      Разумеется, есть учебники, которые хорошо подходят для данного метода, а есть те, над которыми придется попотеть. Например, пособия по биологии, географии, химии, физике и обществознанию наиболее удобны. – Там есть минимальная структура.

      История из-за огромного объема и, как правило, плохого структурирования вызовет сложности. Имена, династии, битвы, интриги и дворцовые перевороты… – Вся эта информация не выделена жирным шрифтом или рамками, как определения и даты. Такую базу нужно собирать по крупицам, читая текст целиком. Придется решать самому, что для вас важно, включать это в майнд-карты и записывать на карточки. Поэтому, если вы хотите просто выучить даты, используйте численно-буквенное кодирование и карточки для повторения. Если же нужно именно освоить учебник, времени уйдет больше. Но есть и хорошая новость: при качественном повторении эта информация останется с вами надолго. Математика и русский язык имеют свои подводные камни, осложняющие работу, а именно, необходимость в практической отработке. Каждая тема требует не только теории, но и практики: решения примеров, уравнений, правил и т.д.

    • На сложность восприятия. Также проверьте учебник на понятность. Оцените количество незнакомых слов, сложность формулировок. Если трудности возникают уже при беглом чтении (просматривании), то сначала возьмите учебник на класс младше.

    • Если вы решили серьезно взяться за разбор учебников, то начинать лучше с разбора учебников предыдущих классов. Так ребенок разгонится на знакомом материале, не потеряет мотивацию, ликвидирует пробелы (если они есть) и избежит всех сложностей, которые мы обозначили. Например, если выбор пал на химию, которая начинается в 8 классе, начните осваивать учебник 8 класса (и только потом переходите к 9).

  3. Определитесь с целями, чтобы правильно настроить фильтры восприятия. В частности, проверьте по оглавлению, есть ли необходимые вопросы, чтобы понять, подходит ли учебник для ваших задач.
  4. Составьте майнд-карту по оглавлению. Далее двигайтесь по главам аналогично работе с параграфом. При работе с главой/параграфом не пытайтесь выучить сразу все карточки. Учите по 3-5 штук подряд. Так вы сможете с большей вероятностью отправить новые знания в долговременную память.

Таким образом, освоить учебник за несколько дней можно. Однако нужно проделать серьезную подготовительную работу, чтобы процесс приносил удовольствие и вызывал гордость за свои способности. Следуйте нашим советам, и сможете сделать самостоятельную работу более структурированной и результативной.

^