Иллюзии оптимистов о семейном образовании
Приветствую вас в рубрике, посвящённой теме семейного образования. Меня зовут Наталья Ольхина, я эксперт по детскому обучению в центре образовательных технологий Advance и мама четверых детей, которых обучаю сама.
В двух прошлых статьях мы разбирались с мифами из серии страшилок о семейном обучении. На этот раз мы зайдём с противоположной стороны и поговорим о том, как не засы́пать это начинание обломками рухнувших надежд. Этот миф можно сформулировать так:
Семейное обучение решит все проблемы
Под словом «все» подразумеваются не только школьные трудности, но и вопросы, вообще не связанные с учёбой. Например, родители могут надеяться на то, что в силу освободившегося времени дети начнут больше помогать по дому или, наконец, полюбят ненавистный спорт.
Да, часть проблем действительно уходит. Например, у ребёнка проходит хроническая усталость, появляется время для увлечений, возможность глубже развивать свои интересы и т. д. — про плюсы семейного обучения я могу говорить часами и писать полотнами. Но одновременно с этим вскрываются новые сложности, о которых родители раньше могли и не подозревать.
Я хорошо помню тот энтузиазм, с которого началось наше семейное образование: «Теперь всё пойдёт иначе. Наконец-то мы освободимся от школьных объятий и сможем дышать свободно: возьмём интересные программы, учебники поудачнее, внедрим новые практики для развития интеллекта, начнём высыпаться, в конце концов!»
Коварство розовых очков — в их хрупкости. Они с треском разлетаются от удара в лоб первых же грабель. Из тех, что аккуратно разложены на всём пути воспитания детей и семейного обучения в частности, и на которые неизбежно наступает каждый родитель. И если решение о семейном обучении принято не второго сентября первого класса, а когда ребёнок уже успел глубоко втянуться в процесс, скорее всего, нам предстоит преодолеть целый ряд узких мест:
- нет мотивации, зато есть пробелы в знаниях;
- не всё просто в отношениях со сверстниками или с учителями;
- между родителями и детьми уже накопились взаимные претензии и недопонимания, и именно на почве учёбы.
А сейчас — внимание! Откровение номер один:
Семейное обучение — это не про учёбу
Вернее, не совсем про учёбу. А в первую очередь про семью. Про то, какие у нас отношения с детьми. Совпадают ли наши ценности, взгляды, цели? Можем ли мы вообще находиться в одном доме без постоянных стычек? Если вы мама или папа младшего школьника, подождите укоризненно качать головой — родители подростков знают, что вопрос не праздный.
Первым разочарованием в семейном обучении для меня стало сопротивление ребёнка. Тихо и упорно моя 11-летняя дочь гнула линию общего содержания «в гробу я видала все твои методики, а вместе с ними все твои надежды и мечты». И чем ярче горели мои глаза в поиске интересных материалов, тем досаднее было натыкаться на стену безразличия. И это при том, что увольнение школы из нашей жизни происходило с согласия ребёнка.
Устав штурмовать дочь научно-популярными фильмами, интерактивными программами, географическими пазлами и другими чудо-материалами, я решила, что начала не с того.
А начать надо было с мотивации
Этим я и решила заняться, но, копнув чуть глубже, поняла, что мотивация — это тоже не про учёбу. А опять про наши с ней отношения. Которые уже к тому моменту были непростыми.
Оказалось, что мотивировать подростка, не имея под ногами фундамента в виде настоящего авторитета и доверия, — себе дороже. Что все лекции на тему «учёба нужна тебе, а не мне и бла-бла-бла, ты станешь дворником» работают только в минус. Что конфликты и продавливания помогают только в моменте, чтобы потом вернуться отложенным платежом в виде ещё большего сопротивления.
Обложившись психологической литературой, курсами и роликами из «Ютуба», я начала долгий путь выстраивания отношений, параллельно передавая в руки ребёнка ответственность за учёбу. Медленно, но верно дела пошли на лад.
Где-то в этот период мы впервые применили в нашей учёбе технологии Advance, и это тоже стало поворотным моментом. Честно говоря, если бы не это, возможно, мы бы распрощались с идеей внешкольного обучения и по этому пути не пошли бы младшие дети. О том, как мы используем технологии на протяжении последних трёх лет и какие результаты это даёт, я расскажу отдельно.
А сейчас — ещё одно откровение:
Само по себе ничего не работает
На этом месте давайте сделаем паузу, чтобы вернуться к продолжению разговора в следующей статье под названием «Ингредиент успеха в семейном обучении».