Ингредиент успеха в семейном обучении

Ингредиент успеха в семейном обучении

14 июля 2022
2011
3 мин.

Все статьи рубрики

Подсмотрено у школы

Приветствую вас в рубрике о семейном образовании. Меня зовут Наталья Ольхина, я эксперт по детскому обучению в образовательном центре Advance и мама четверых детей. В декабре 2017 года моя средняя дочь перешла на семейное обучение, и с тех пор мы дружно расширяем опыт новыми инсайтами, которыми я и делюсь с вами здесь.

В прошлой статье мы разбирались с подводными камнями, которые подстерегают родителей на просторах самостоятельного обучения детей. Напомню о паре кастрюлек дёгтя, которые способны отравить бочку свободы и возможностей, которые открывает семейное обучение. Вот они:

  • Лучшие образовательные намерения родителей часто разбиваются об отсутствие у ребёнка мотивации. 
  • Чтобы мотивировать ребёнка на что бы то ни было, придётся поработать над отношениями и как минимум добавить туда доверия.

Чтобы продвинуться в сторону решения этих двух неслабых задачек, лично мне потребовалось пройти через трансформацию взглядов на воспитание, родительских установок и шаблонов поведения. И несмотря на прогресс, мы всё ещё в пути, богатом на неприятные неожиданности, взлёты, падения, расставания с иллюзиями и прочие жизненные «развлечения». Что поделать, развитие — это путь длиною в жизнь, покой нам только снится.

В этой статье мы коснёмся ещё одного значимого элемента, без которого, пожалуй, не стоит и начинать обучение дома, — организационной стороны дела. Правда в том, что:

Само по себе ничего не работает

Как человек с предпринимательским опытом, я знаю, что не так-то просто быть организованным и стабильно продуктивным без внешних дисциплинирующих факторов: графика работы, дедлайнов, контроля и обратной связи. Лично мне всегда помогала отращенная ответственность, многолетняя привычка не расслабляться, а ещё цели, которые двигают вперёд. Кто молодец :)

Но пока у ребёнка всё это недостаточно развито, бросать его в образовательную пучину в надежде, что он выплывет, — гиблое дело.

 Как помочь ребёнку с обучением в начальной школе

На форумах, посвящённых семейному обучению, я не раз читала посты про то, что прежде чем брать ребёнка в оборот, нужно дать ему время «расшколиться». Есть даже теория, что на «расшколивание» должно уйти столько месяцев, сколько ребёнок успел просидеть за партой. На тематических площадках я нередко встречала истории о том, как родители, забрав ребёнка из школы, оставляли его в покое и позволяли буквально лежать на диване несколько месяцев. До тех пор, пока не появится естественный образовательный голод. После чего дети начинали интересоваться тем, что их действительно цепляет, и сами просили чему-нибудь их обучить. 

Скажу честно, на такой эксперимент я не решилась. Моё воображение услужливо подкинуло мне картинку, как ребёнок, лёжа на диване в ожидании «расшколивания»,  покрывается пылью, а его мозги — плесенью. Я ещё не достигла нужного уровня дзена, чтобы смотреть на это со всей толерантностью. Поэтому наше семейное обучение было осуществлено под девизом:

Планирование и график — наше всё

Прежде чем пуститься в свободное плавание по образовательным просторам, я решила, что неплохо бы обозначить берега и расставить буйки, которые позволят держать в рамках нашу лень и прокрастинацию. 

Мы с дочерью распределили все материалы по учебным неделям, обозначили вехи в виде сроков, посчитали, сколько страниц учебников в день она должна проходить и к какому числу какой предмет закончить. Внесли всё это в таблицу и предусмотрели колонку для плюсиков, чтобы можно было видеть, выполняется ли намеченное.

Следующим шагом мы составили расписание. Антимазохистское. Очень гибкое, предельно щадящее и допускающее отступления. Даже такое непритязательное, оно не раз нас выручало. Без расписания мне было бы сложно сопротивляться по утрам одеялку или соблазну устроить генеральную уборку вместо математики и английского. А попытки вернуть детей домой с улицы или в реальность из интернета разбивались бы об извечное «попозже».

Года через три после ухода из школы дочь постепенно перешла на образовательное самообслуживание. Сейчас ей 15, она давно сама регулирует свой режим дня и график занятий. И хотя я всё ещё помогаю с планированием, но это больше похоже на ритуал для моральной поддержки, чем на необходимость — она могла бы делать это и без меня. Но планирование учёбы и соблюдение расписания для  9-летнего сына всё ещё в зоне моей ответственности.

По моим наблюдениям, необходимость принимать активное участие в организации учёбы чаще всего и становится причиной разочарования родителей в семейном обучении. Нет ничего плохого в том, чтобы, вдохновившись успехами других, решиться примерить этот опыт на себя. Но важно отдавать себе отчёт в том, какие ресурсы требуются от взрослых. 

Чтобы понять, подходит ли семейное обучение вашему ребёнку, можно заранее протестировать этот формат. На летних каникулах устроить репетицию продолжительностью в месяц-полтора. А чтобы у ребёнка не было причин сокрушаться о загубленном отдыхе, лучше сделать это не на школьной программе, а на интересных развивающих курсах, которые предполагают самостоятельное обучение дома по готовым материалам. Подробнее о таких курсах можно узнать из бесплатного вебинара «Как помочь ребёнку с обучением в начальной школе»

Зарегистрироваться на вебинар

На этом предлагаю завершить беглый обзор препятствий на пути семейного обучения и пожелать успехов тем, кто всё равно решился пойти этой дорогой.


Все статьи рубрики

Нет времени читать? Заберите к себе и прочтите позже:

Мы используем файлы cookie. Вы не против?