Мифы о семейном образовании

Мифы о семейном образовании

14 июля 2022
508
4 мин.

Все статьи рубрики

Часть первая: топ-3 заблуждений

Меня зовут Наталья Ольхина, я эксперт по детскому обучению в центре образовательных технологий Advance и по совместительству мама четверых детей. 

3 года назад я применила к обучению своих детей систему Николая Ягодкина, что позволило мне сегодня сочетать роль работающей мамы с семейным образованием. Моё знакомство с Advance началось с того, что я собирала технологии по крупицам, рассеянным по просторам интернета. Сейчас те, кому интересна эта тема могут получить исчерпывающий алгоритм и полный набор инструментов эффективного обучения, пройдя бесплатный 5-дневный марафон мотивации и обучению детей — очень рекомендую.

Бесплатный марафон мотивации детей

Сегодня предлагаю поговорить о «предрассудках», которыми окружено семейное обучение. Как у родителя, который практикует его в классической форме (то есть без онлайн-школ и репетиторов), у меня есть коллекция вопросов, которые чаще всего задают сторонние наблюдатели. Например, вот таких:

— А как ты преподашь детям физику, алгебру, химию? — Никак. Я их вообще слабо помню. Ребёнок учит их самостоятельно.

— А как же проблема социализации? — Её нет. В смысле проблемы нет. С социализацией всё в порядке — дети много общаются на кружках и во дворе.

— Ребёнок чем-то болеет? — Нет, что вы, всё в порядке. Для семейного обучения медицинские показания не нужны.

— Наверное, вы можете себе позволить репетиторов по каждому предмету? — Нет, для нас это было бы дорого, так что обходимся без них.

— Возможно ли дать знания без школы? — Думаю, что знания дать невозможно. Их можно только взять. Поэтому наша стратегия — поддержка мотивации и развитие самостоятельности.  

Словом, пора развенчать некоторые мифы о семейном образовании, этим и займёмся. 

Миф первый: родитель должен быть педагогом

Семейное обучение невозможно, если у родителей нет педагогической корочки и опыта работы в школе. А иначе как преподать ребёнку все предметы с 1-го по 11-й класс?

Развенчание

Отсутствие педагогического образования компенсируется родительским умением найти нужный подход к ребёнку: ведь никто не знает его особенности, характер и способности лучше, чем мама и папа. 

К тому времени, когда ребёнок достигает школьного возраста, у любого родителя уже достаточно опыта его обучения. Нам и в голову не приходит получать специальное образование, чтобы научить ребёнка ходить, говорить, пользоваться ложкой, различать цвета, завязывать шнурки, понимать время. Для многих не проблема развить у ребёнка навыки счёта и чтения, а кто-то умудряется даже обучить иностранному языку или игре на музыкальном инструменте. 

Если ребёнок дошкольное детство провёл дома, где с ним занимались мама или папа, то вход в семейное обучение происходит наиболее естественно и плавно. Но даже если ребёнок посещал детский сад, родителям не так уж сложно, опираясь на учебники и методички, преподать ему то, что они сами когда-то изучали в школе. Было бы желание и немного времени.

 «А как же старшие классы: вся эта физика, геометрия и химия?» 

Честно сказать, эти слова меня тоже пугали, как пугает всё слабо изученное и неизведанное. Ну, или основательно забытое. Но когда эти предметы вошли в жизнь дочери — первопроходца нашего семейного обучения — она уже была в состоянии справиться с ними самостоятельно. Надежда на то, что, занимаясь с ребёнком, я тоже подтяну эти предметы, рухнула. Но я не в обиде.

Важно! Развитие самостоятельности у ребёнка редко происходит само по себе. Лично нам помогла система эффективного обучения. Думаю, без неё мы потерпели бы фиаско.
Чуть ниже я продублирую кнопку, по которой можно зарегистрироваться на бесплатный марафон, где Николай Ягодкин рассказывает об этой системе и даёт инструменты. 

Как мотивировать детей без давления и шантажа

— Так что же, — спросите вы, — от родителей вообще ничего не требуется?

—  Ну почему же, — отвечу я, — хорошо бы проявить организаторские способности, чтобы помочь ребёнку с материалами, расписанием и планированием.

Миф второй: страдает социализация 

Ребёнку нужен коллектив, а иначе где он научится общаться? У него же не будет друзей, он не сможет строить отношения. Опять же, где он возьмёт чувство локтя, если не в школе?

Признаюсь, в самом начале эти вопросы внушали мне тревогу. Я боялась, что забрав детей из школы, я лишу их чего-то важного. И что это будет иметь необратимые последствия. Но на деле всё оказалось не так страшно.

Развенчание

Те, кто уже вкусил семейного образования, знают, что проблема отсутствия социализации преувеличена. Но эта тема настолько спорна и интересна, что заслуживает отдельной статьи.

Спойлер: большинство нешкольных детей, с которыми мне приходилось встречаться, без проблем вступают в коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми. У них больше времени для общения и больше возможностей для поиска друзей по интересам. 

В подростковом возрасте подключается фильтр «лучше меньше, да лучше», общение становится более осмысленным, осознанным и, я бы даже сказала, целевым.

Если же говорить о социализации, как о способности встроиться во взрослую жизнь, то и здесь дети, которые учатся дома,  находятся в выигрышной позиции. По нашему опыту, у них больше времени, чтобы полноценно  участвовать в решении вопросов, касающихся жизни семьи. 

Но лично для меня наиболее ценно то, что братья и сёстры, которые не расходятся каждый день по садикам и школам, более дружны между собой. И это тоже про социализацию.

Миф третий: дома учатся только дети с проблемами здоровья

Меня нередко спрашивают, не болеют ли дети. Многие думают, что единственной уважительной причиной для перехода на семейное обучение может быть неважное здоровье. 

Развенчание 

Семейное обучение часто путают с домашним, подменяя одно понятие другим. На самом деле это совершенно разные формы. Если по состоянию здоровья ребёнок не может посещать школу, его переводят на домашнее обучение — учителя приходят к нему домой и занимаются индивидуально в рамках программы.

Для того чтобы перейти на семейную форму обучения, медицинские показания не нужны — достаточно желания родителей и согласия ребёнка. 

Ну что ж, мы разобрали три самых популярных мифа о семейном обучении. Жду вас в следующей статье, где мы рассмотрим ещё несколько менее расхожих, но не менее интересных заблуждений. 

Продолжение следует»»»

Не забудьте зарегистрироваться на Марафон мотивации и обучения детей, если вы ещё этого не сделали. Независимо от того, учится ли ваш ребёнок дома или в школе, вы узнаете простые приёмы, которые помогут легко решить большинство  учебных задач.

Бесплатный марафон мотивации и обучения детей


Все статьи рубрики

Нет времени читать? Заберите к себе и прочтите позже:

Мы используем файлы cookie. Вы не против?