Часть первая: топ-3 заблуждений
Содержание
Меня зовут Наталья Ольхина, я эксперт по детскому обучению в центре образовательных технологий Advance и по совместительству мама четверых детей.
![](/images/uploads/mify_o_semejnom_obrazovanii.jpg)
3 года назад я применила к обучению своих детей систему Николая Ягодкина, что позволило мне сегодня сочетать роль работающей мамы с семейным образованием. Моё знакомство с Advance началось с того, что я собирала технологии по крупицам, рассеянным по просторам интернета. Сейчас те, кому интересна эта тема могут получить исчерпывающий алгоритм и полный набор инструментов эффективного обучения, пройдя бесплатный 5-дневный марафон мотивации и обучению детей — очень рекомендую.
Бесплатный марафон мотивации детей
Сегодня предлагаю поговорить о «предрассудках», которыми окружено семейное обучение. Как у родителя, который практикует его в классической форме (то есть без онлайн-школ и репетиторов), у меня есть коллекция вопросов, которые чаще всего задают сторонние наблюдатели. Например, вот таких:
— А как ты преподашь детям физику, алгебру, химию? — Никак. Я их вообще слабо помню. Ребёнок учит их самостоятельно.
— А как же проблема социализации? — Её нет. В смысле проблемы нет. С социализацией всё в порядке — дети много общаются на кружках и во дворе.
— Ребёнок чем-то болеет? — Нет, что вы, всё в порядке. Для семейного обучения медицинские показания не нужны.
— Наверное, вы можете себе позволить репетиторов по каждому предмету? — Нет, для нас это было бы дорого, так что обходимся без них.
— Возможно ли дать знания без школы? — Думаю, что знания дать невозможно. Их можно только взять. Поэтому наша стратегия — поддержка мотивации и развитие самостоятельности.
Словом, пора развенчать некоторые мифы о семейном образовании, этим и займёмся.
Миф первый: родитель должен быть педагогом
Семейное обучение невозможно, если у родителей нет педагогической корочки и опыта работы в школе. А иначе как преподать ребёнку все предметы с 1-го по 11-й класс?
![](/images/uploads/mify_o_semejnom_obrazovanii-2.jpg)
Развенчание
Отсутствие педагогического образования компенсируется родительским умением найти нужный подход к ребёнку: ведь никто не знает его особенности, характер и способности лучше, чем мама и папа.
К тому времени, когда ребёнок достигает школьного возраста, у любого родителя уже достаточно опыта его обучения. Нам и в голову не приходит получать специальное образование, чтобы научить ребёнка ходить, говорить, пользоваться ложкой, различать цвета, завязывать шнурки, понимать время. Для многих не проблема развить у ребёнка навыки счёта и чтения, а кто-то умудряется даже обучить иностранному языку или игре на музыкальном инструменте.
Если ребёнок дошкольное детство провёл дома, где с ним занимались мама или папа, то вход в семейное обучение происходит наиболее естественно и плавно. Но даже если ребёнок посещал детский сад, родителям не так уж сложно, опираясь на учебники и методички, преподать ему то, что они сами когда-то изучали в школе. Было бы желание и немного времени.
«А как же старшие классы: вся эта физика, геометрия и химия?»
Честно сказать, эти слова меня тоже пугали, как пугает всё слабо изученное и неизведанное. Ну, или основательно забытое. Но когда эти предметы вошли в жизнь дочери — первопроходца нашего семейного обучения — она уже была в состоянии справиться с ними самостоятельно. Надежда на то, что, занимаясь с ребёнком, я тоже подтяну эти предметы, рухнула. Но я не в обиде.
Важно! Развитие самостоятельности у ребёнка редко происходит само по себе. Лично нам помогла система эффективного обучения. Думаю, без неё мы потерпели бы фиаско.
Чуть ниже я продублирую кнопку, по которой можно зарегистрироваться на бесплатный марафон, где Николай Ягодкин рассказывает об этой системе и даёт инструменты.
Как мотивировать детей без давления и шантажа
— Так что же, — спросите вы, — от родителей вообще ничего не требуется?
— Ну почему же, — отвечу я, — хорошо бы проявить организаторские способности, чтобы помочь ребёнку с материалами, расписанием и планированием.
Миф второй: страдает социализация
Ребёнку нужен коллектив, а иначе где он научится общаться? У него же не будет друзей, он не сможет строить отношения. Опять же, где он возьмёт чувство локтя, если не в школе?
Признаюсь, в самом начале эти вопросы внушали мне тревогу. Я боялась, что забрав детей из школы, я лишу их чего-то важного. И что это будет иметь необратимые последствия. Но на деле всё оказалось не так страшно.
![](/images/uploads/mify_o_semejnom_obrazovanii-3.jpg)
Развенчание
Те, кто уже вкусил семейного образования, знают, что проблема отсутствия социализации преувеличена. Но эта тема настолько спорна и интересна, что заслуживает отдельной статьи.
Спойлер: большинство нешкольных детей, с которыми мне приходилось встречаться, без проблем вступают в коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми. У них больше времени для общения и больше возможностей для поиска друзей по интересам.
В подростковом возрасте подключается фильтр «лучше меньше, да лучше», общение становится более осмысленным, осознанным и, я бы даже сказала, целевым.
Если же говорить о социализации, как о способности встроиться во взрослую жизнь, то и здесь дети, которые учатся дома, находятся в выигрышной позиции. По нашему опыту, у них больше времени, чтобы полноценно участвовать в решении вопросов, касающихся жизни семьи.
Но лично для меня наиболее ценно то, что братья и сёстры, которые не расходятся каждый день по садикам и школам, более дружны между собой. И это тоже про социализацию.
Миф третий: дома учатся только дети с проблемами здоровья
Меня нередко спрашивают, не болеют ли дети. Многие думают, что единственной уважительной причиной для перехода на семейное обучение может быть неважное здоровье.
Развенчание
Семейное обучение часто путают с домашним, подменяя одно понятие другим. На самом деле это совершенно разные формы. Если по состоянию здоровья ребёнок не может посещать школу, его переводят на домашнее обучение — учителя приходят к нему домой и занимаются индивидуально в рамках программы.
Для того чтобы перейти на семейную форму обучения, медицинские показания не нужны — достаточно желания родителей и согласия ребёнка.
![](/images/uploads/mify_o_semejnom_obrazovanii-4.jpg)
Ну что ж, мы разобрали три самых популярных мифа о семейном обучении. Жду вас в следующей статье, где мы рассмотрим ещё несколько менее расхожих, но не менее интересных заблуждений.
Не забудьте зарегистрироваться на Марафон мотивации и обучения детей, если вы ещё этого не сделали. Независимо от того, учится ли ваш ребёнок дома или в школе, вы узнаете простые приёмы, которые помогут легко решить большинство учебных задач.
Бесплатный марафон мотивации и обучения детей