СДВГ - синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей: советы родителям

СДВГ у детей | Простые советы родителям гиперактивных детей

26 января 2022
5500
5 мин.

Большинство детей обожают играть и резвиться, поэтому родители часто не придают значения такой выраженной активности. «Ребёнку просто надо больше играть на свежем воздухе, чтобы куда-то выплёскивать свою энергию», — говорят они. Но за такой чрезмерной активностью может скрываться серьёзное расстройство, которое необходимо вовремя диагностировать и начать лечить.

Что такое СДВГ

    Синдром дефицита внимания и гиперактивности — расстройство нервной системы, которое характеризуется двумя основными проявлениями:
  • нарушение концентрации внимания;
  • неусидчивость, избыточная подвижность.

Важно понимать, синдром дефицита внимания и гиперактивности — не следствие неправильного воспитания, а физиологическая особенность мозга человека, которую можно и нужно корректировать.

    СДВГ легко спутать с другими неврологическими расстройствами. Например, тревожными расстройствами, расстройствами обучения или настроения. Давайте разберём каждое из них:
  • Тревожные расстройства характеризуются беспричинным страхом и паникой, которые возникают без видимых поводов для такого состояния.
  • Расстройства обучения — это целая группа расстройств, которые не позволяют школьнику нормально учиться. Например, дислексия — расстройство чтения, при котором у ребёнка не получается связать символы на бумаге с предметами в реальной жизни. Или дисграфия — расстройство, при котором у ученика плохой почерк, постоянные орфографические и грамматические ошибки из-за того, что он не может связать буквы с тем, что пытается описать.
  • Расстройства настроения — депрессия, мания и биполярное расстройство. Они характеризуются избыточно сильными эмоциями, длящимися гораздо дольше, чем в норме. Например обычная грусть, как правило, проходит спустя несколько часов или дней, а при депрессии человек чувствует себя крайне подавленно в течение многих недель и даже месяцев.

Синдром дефицита внимания и гиперактивности тоже мешает ребёнку учиться, как при расстройстве обучения, например. Но этот синдром был обособлен из-за конкретных проявлений, не характерных для вышеперечисленных расстройств.

Как определить СДВГ

Основные симптомы:

Дефицит внимания

При дефиците внимания ребёнок не может сконцентрировать внимание на задании необходимое время, переключается с одной задачи на другую и не доводит до конца ни одну из них. Такие дети отличаются забывчивостью, легко отвлекаются и испытывают трудности при любой деятельности.

Гиперактивность

В зависимости от возраста чрезмерная двигательная активность может проявляться по-разному. Более явной гиперактивность становится в случаях, когда ребёнок должен контролировать себя и следовать правилам, а также в условиях монотонной, скучной и неинтересной для него деятельности.

Импульсивность

Этот симптом проявляется в безрассудном и нетерпеливом поведении, а также расторможенностью в социальных ситуациях. Например, ребёнку с импульсивностью может быть трудно дождаться своей очереди, он склонен вторгаться или прерывать деятельность других и отвечать собеседнику ещё до того, как он закончил задавать вопрос.

Чтобы точно определить, страдает ли ребёнок СДВГ, необходимо пройти обследование.

Важно помнить: диагноз ставит врач-психиатр!

Принципы лечения и коррекции СДВГ

    Лечение включает два обязательных компонента:
  • Психотерапия

    Может быть индивидуальной или семейной, всё зависит от конкретного случая.

  • Медикаментозная коррекция

    Препараты нужны, чтобы помочь адаптироваться в обществе и справляться с нагрузками.

Обычно врач-психиатр назначает индивидуальный курс препаратов группы корректоров поведения, которые дают мягкий седативный эффект, убирают импульсивность, повышенную возбудимость, улучшают усидчивость и концентрацию внимания. Кроме основного лечения, ребёнок должен ощущать поддержку со стороны родителей. Если дома мама и папа верят в успех, это закрепляет навыки, появляющиеся у малыша в процессе лечения.

Важно: лекарственные препараты принимаются строго по назначению врача.

Как СДВГ влияет на повседневную жизнь

Дети со СДВГ испытывают трудности в школьной, социальной и бытовой сферах, а также в обычных повседневных занятиях. Проблемы появляются в отношениях с друзьями и сверстниками, родственниками и родителями из-за того, что ребёнку трудно усвоить общепринятые правила и соответствовать социальным ожиданиям.

Если вовремя не начать коррекцию и лечение синдрома дефицита внимания и гиперактивности, это расстройство может остаться с ребёнком на всю жизнь, создав тем самым проблемы в университете, на работе, в личной жизни.

Ошибки родителей гиперактивных детей

Боязнь психиатров

Если избегать консультации психиатра, теряется время, когда ещё можно скорректировать симптомы, и в итоге адаптация ребёнка нарушается. Иногда родители ведут чадо к неврологу, которые не лечит СДВГ. Он может лишь назначить общеукрепляющую терапию, но она не поможет купировать симптомы СДВГ.

Детям со СДВГ требуется психотерапия, иногда даже семейная психотерапия и специальная медикаментозная поддержка, которую может назначить только врач-психиатр.

Агрессивное отношение к ребёнку

Порой родителям стыдно за поведение детей, и они начинают ругать их, иногда даже применяя физическое насилие. Но такой подход не помогает: чадо становится гипервозбудимым, не слушается, впадает в истерику. В итоге происходят скандалы дома, все нервничают, и ситуация ухудшается.

Гиперопека

Всепоглощающий контроль родителей в принципе отрицательно влияет на ребёнка. А для детей со СДВГ это вовсе критично. Безусловно, переживания родителей оправданы, но их тревожность всегда передаётся детям, а на фоне СДВГ она только ухудшает картину основного синдрома.

Потворствующее воспитание

Если же ребёнок растёт во вседозволенности, в нём воспитывается эгоцентризм, эгоизм и ощущение, что весь мир вертится вокруг него. Такие дети, как правило, не понимают слова «нет». Без рамок и ограничений у детей стираются необходимые границы между ними и родителями.

Как вести себя родителям детей со СДВГ

Чтобы улучшить эффект от лечения, важно подключать самостоятельную работу с ребёнком. Есть несколько важных принципов.

Чётко формулировать просьбы

Формулируйте задачи чётко, кратко и наглядно. Это нужно для того, чтобы ребёнок выполнил какое-либо указание или просьбу. Если же формулировка будет слишком сложная и длинная, ребёнок попросту не услышит вас. Не следует давать одновременно несколько заданий, лучше давать указания по отдельности.

Разработать систему поощрений и наказаний

Система поощрений и наказаний отлично подходит для коррекции поведения. Но нельзя просто выдать свод правил и сказать выполнять их. К разработке надо подходить совместно, предварительно узнав у ребёнка, согласен ли он.

Правильно запрещать

Помните, запретов не должно быть много. Прежде чем запрещать что-то, надо заранее оговорить правила с ребёнком, причём следует чётко сформулировать все запреты: он должен знать о последствиях нарушения правил. Важно: наказание должно следовать за провинностями сразу, то есть быть приближенным по времени к неправильному поведению. Если с наказанием затянуть, оно будет воспринято ребёнком неправильно.

Избегать переутомления

Гиперактивных детей нельзя сильно нагружать, так как состояние чрезмерной активности может только усилиться. Кроме того, завышенные требования ведут к стойкому утомлению и появлению отвращения ученика со СДВГ к учёбе, поэтому рекомендуем перейти на щадящий режим обучения, где в группе или классе минимальное количество детей, а занятия короче.

Стараться не ругать

Детей со СДВГ ругать за непослушание не только бесполезно, но и вредно. Важно просто оценивать их: положительная оценка для личности, а отрицательная — поступкам. К примеру, можно сказать: «Ты хорошая девочка, но сейчас ты поступаешь неправильно, надо вести себя так…» Забудьте про отрицательное сравнение своего ребёнка с другими детьми: «Дима хороший, а ты плохой!»

Уделять достаточно внимания

Когда ребёнок вернётся домой, постарайтесь всё внимание уделить ему, хотя бы в течение часа. За это время он выговорится и поде­лится с вами тем, что его беспокоило. Детям со СДВГ трудно самостоятельно справляться со своими страхами и переживаниями, поэтому ваша поддержка, внимание и одобрение просто необходимы.

Примеры игр для гиперактивных детей

«Хлопки»

Суть игры в том, что участники повторяют за ведущим ритм его хлопков. Если кто-то не запомнил услышанный образец, им даётся ориентир в виде цифровой записи, где цифра изображает количество непрерывно следующих друг за другом хлопков, а тире между ними — паузы. К примеру, 1–1–3–4–2. Когда все участники освоят ритм, он воспроизводится по кругу, постепенно ускоряясь. Сбившийся выбывает.

«Шапка-невидимка»

В течение 3 секунд малышу надо запомнить все предметы, собранные под шапкой, а затем перечислить их.

«Броуновское движение»

Для игры вам понадобится много мячиков и нарисованный круг. Суть в том, что ребёнку надо вкатить в круг мячи так, чтобы они не остановились перед кругом и не выкатились за его пределы.

«Скамья запасных»

Это даже не отдельная игра, а скорее дополнение. Смысл в том, что выбывший из какой-либо игры должен сидеть на стуле до её окончания. Если он встанет, будет вертеться или мешать другим, на всю его команду налагается штрафное очко или вовсе засчитывается поражение.

«Море волнуется»

Всем знакомая игра, суть которой заключается в том, что до окончания игры каждый участник должен неподвижно стоять в той позе, которая получилась после слов «Морская фигура, замри!».

«Продолжи ритм»

Для начала участникам надо придумать ритм, а затем встать в круг. Участники друг за другом воспроизводят ритм, но у каждого есть право только на один хлопок после соседа в круге. Опоздавший с хлопком, не выдержавший паузы или сделавший лишний хлопок выбывает.

Компьютерные игры

Даже несмотря на запрет специалистов на компьютерные игры для детей со СДВГ, в современном мире этого крайне трудно избежать: если уж не дома, так у друга на планшете или у соседа по парте на смартфоне поиграть получится. Тем более если запрещать играть, ребёнку будет хотеться этого ещё больше. Вспомните поговорку про запретный плод.

    Раз уж синдром дефицита внимания и гиперактивности в большей степени говорит о проблемах с вниманием (гиперактивности и импульсивности может и не быть), то следует подбирать игры, которые развивают внимание, а заодно и память, мышление, восприятие. Например:
  • где надо найти заданные предметы среди других;
  • где в течение нескольких секунд показываются предметы или фигуры, а затем закрываются. Смысл в том, чтобы найти среди других картинок те, что были показаны вначале;
  • в которых нужно собрать в ряд одинаковые фигурки из множества других на поле;
  • в которых нужно раскрасить картинку по заданному правилу: по образцу, по номерам, логической последовательности и так далее.

Помните, что в любом случае надо ограничивать время игр за компьютером или другим гаджетом, чтобы польза не превратилась во вред.

Заключение

Полного излечения синдрома дефицита внимания и гиперактивности ждать не стоит, но можно адаптировать ребёнка к школе, научить его держать себя в руках и слушаться родителей. Важно понимать все особенности СДВГ и принимать таких детей такими, какие они есть. Если ребёнок начнёт доверять родителям, а они будут спокойно переносить все его выходки, то со временем степень проявления симптомов расстройства снизятся до минимума. Главное — терпение и упорство.

Нет времени читать? Заберите к себе и прочтите позже:

Мы используем файлы cookie. Вы не против?