Подросток и гаджеты

Подросток и гаджеты

5 октября 2022
171
3 мин.

Все статьи рубрики

Рекомендации для родителей детей от 10 лет и старше

О том, как избежать цифровой зависимости у детей младшего школьного возраста, мы подробно поговорили в предыдущей серии статей. Но в случае с подростками большинство этих рекомендаций, увы, не сработает. Поэтому предлагаем посвятить подростковому возрасту отдельный разговор. И начнем его с двух важных тем.

Когда ребёнок достигает подросткового возраста, уже не получается выдать ему свод предписаний и заставить им следовать. Говоря на сленге наших детей, поздняк метаться.

Просто так подросток от своего права пребывать в виртуальной реальности не откажется. Защищая это право, он может начать выказывать недовольство, грубить, закрываться в комнате и воспринимать как нападение фразы, кажущиеся родителю безобидными. Попытки запретами и наказаниями ограничить время его пребывания в сети нередко оборачиваются холодной войной, в которой проигрывают обе стороны.

Сохранить авторитет, который позволил бы родителю влиять на подростка без риска испортить отношения, — задача не из простых. Для этого нужно постараться стать ему другом, помощником и проводником во взрослую жизнь. И для начала стоит заглянуть в мир подростка и понять, почему он ведёт себя так, как ведёт.

Мир подростка

В переходном возрасте подросток стремится понять, зачем он пришёл в этот мир: где его место и какова его роль. Сознание подростка расширяется до поисков ответов на философские вопросы: о жизни и смерти, о добре и зле. Эти вопросы начинают звучать в полный голос, перекрывая наши «мелочные» наставления, рекомендации и увещевания.

Картина мира подростка, в которой родители совсем недавно занимали место всесильных ангелов-хранителей, даёт трещину, а то и с грохотом рушится. Оказывается, взрослые нередко ошибаются и на них не очень-то можно положиться. Подросток начинает воспринимать нас как часть несовершенного мира, законы которого ему претят.

Обнаружив, что среди взрослых достойных авторитетов нет, подросток перестаёт чувствовать почву под ногами. На этом фоне виртуальный мир выглядит в его глазах куда привлекательнее реального. Там он может жить по своим законам и оставаться хозяином положения. Гаджеты всегда под рукой и мгновенно приходят на помощь, когда подростку хочется отвлечься от тревожных мыслей, развлечься или просто чем-то себя занять.

Сохранить в этот период связь с ребёнком — настоящее родительское искусство. Взрослым приходится проявлять чудеса дипломатии, мудрости и чуткости, чтобы оставаться в контакте с подростком, не нарушая при этом его границ.

Мы подготовили 10 рекомендаций, как сделать так, чтобы подросток не просто услышал наши тревоги, но и принял их в качестве руководства к действию.

Как сделать так, чтобы подросток слушал и слышал

10 рекомендаций

  1. Важно найти (создать) подходящий момент, когда вы с ребёнком настроены на одну волну и между вами не пробежала никакая кошка. Минуты откровенного разговора, которые случаются нечасто, обладают особой ценностью не только для нас, родителей, но и для детей.

    Многие девочки рады прогуляться с мамой за покупками, а после зайти в уютное кафе и за чашечкой горячего шоколада поболтать о жизни как подружки.

    А для мальчика может оказаться лестным настоящий мужской разговор со значимым взрослым: отцом, дядей, дедом, авторитетным другом семьи. Он может произойти в момент взаимопомощи: при сборке нового шкафа, починке автомобиля или в других бытовых делах.

  2. Избегайте посыла «истина в последней инстанции». Сколько бы лет ни было ребёнку, назидательный тон и категоричные высказывания, а тем более запреты, неизменно проигрывают фразам, сказанным дружеским тоном в доверительной беседе. Осторожные формулировки «Мне кажется…», «Возможно, я ошибаюсь, но думаю…», «Мой опыт субъективен, но он подсказывает…», как ни странно, оказывают на детей больше влияния, чем твёрдые и бескомпромиссные «Это так, потому что я так сказал/а».

  3. Соблюдайте пропорцию 1 к 10: на каждую рекомендацию, заброшенную в сознание подростка, должно приходиться 10 единиц контекста без воспитательного посыла. Лучше вообще не использовать ты-формулировок и весь разговор вести от первого лица. Рассказывайте о себе, о том, какими были ваши детство и юность, как отличалась ваша детская реальность от реальности, в которой взрослеют ваши дети. Между делом озвучьте ребёнку то, что хотели бы донести: ваши тревоги и опасения, советы и рекомендации.

  4. Говорите комплименты, вручайте «подарки доверия». Чтобы ребёнок не заподозрил вас в лукавстве, делайте это, во-первых, искренне, а во-вторых, не в лоб. «Я в твоём возрасте не была такой проницательной, как ты. Уверена, ты в жизни многого добьёшься».

  5. Жизненные примеры вместо «правильных» слов. Щедро делитесь с ребёнком своим опытом и примерами из жизни людей вашего общего окружения. А также используйте ситуации, возникающие вокруг ребёнка, чтобы подчеркнуть важную для вас мысль.

    Реальный случай: 8-летний мальчик вживую увидел игромана, тот стоял на крыльце казино с замутнённым взглядом и бормотал что-то невразумительное про ещё одну попытку выиграть. Впечатления от этого зрелища хватило, чтобы и спустя 10 лет стороной обходить не только игровые автоматы, но и пункты продажи лотерейных билетов.

    Возможно, ваш ребёнок не столь восприимчив, но наглядные примеры людей, потерявших связь с реальностью, всегда красноречивее слов. Важно: в такие моменты не проводи́те параллелей между «персонажем» и ребёнком. Никаких «будешь играть на компьютере с утра до вечера — станешь таким же». Вскользь оброненное «Даа, зависимость — страшное дело…» глубже западёт в сознание, чем лекция.

  6. Озвучивая свою точку зрения, интересуйтесь мнением ребёнка. А выслушав, похвалите. Повод для похвалы при желании найти несложно: за свежесть взглядов, за то, что не боится высказывать своё мнение, за нестандартность мышления, за интересную формулировку, за чувство юмора Получая такие поощрения, подросток сможет легче вступать в откровенные разговоры.

  7. Избегайте кардинальных действий: жёстких ограничений и запретов. Чем недоступнее плод, тем он слаще. Вряд ли вы сможете контролировать взрослеющего человека 24 часа в сутки 7 дней в неделю. Как только контроль ослабнет, подросток «пустится во все тяжкие». Дайте ему возможность, опираясь на мнение взрослого, прийти к тому или иному решению осознанно.

    Чтобы подробнее разобраться в том, как завоевать и поддерживать авторитет, рекомендуем пройти курс «Искусство мотивации».

  8. Избегайте двойных стандартов. Если вы хотите, чтобы подросток соблюдал те или иные «цифровые» правила, начните сами им следовать. Бесполезно рассказывать подростку, что использование гаджета на ночь плохо влияет на сон, если вы сами в постели листаете ленту соцсетей.

  9. Косвенные способы донести важные установки зачастую оказываются более действенными, чем прямые внушения. Например, если у вас в семье случаются дружеские встречи-посиделки, куда подросток допущен, обсуждайте с друзьями «говорящие» примеры — они глубже западут в память ребёнка и, возможно, станут весомым камушком на чаше весов против злоупотребления гаджетами.

  10. Говорите на языке ребёнка — аргументы взрослых работают только в том случае, когда они касаются ценностей самого ребёнка. Причём ценность должна быть важной здесь и сейчас, а не когда-то в будущем.

Несколько примеров родительской изобретательности в беседах с ребёнком

Фразы, которые не сработают

Посыл, который может сработать

Будешь сидеть в гаджетах, испортишь зрение.

Почему-то девушкам не нравятся очкарики.

Не будешь учиться, никуда не поступишь, станешь дворником.

Сосед всего месяц назад устроился на новую работу и уже купил айфон последней модели.

Положи гаджет и займись уроками!

Спорим, я быстрее справлюсь с твоими логарифмами. Победителю — вкусняшка.

Все эти рекомендации относятся не только к решению проблемы цифровой зависимости. Умение создать и поддерживать уважительные отношения значительно облегчает жизнь и детям, и родителям. Доверительные беседы снижают градус напряжения, позволяют легче и быстрее выходить из сложных ситуаций.

Важно запастись терпением, так как настройка конструктивного взаимодействия с ребёнком может занять некоторое время.

Более подробно мы обсуждаем это в бесплатных уроках курса о детской мотивации «Как помочь ребёнку, если он не хочет делать то, что нужно и важно».

Пройти уроки по мотивации бесплатно

В следующей статье поговорим о том, как быть, если ситуация с гаджетами выходит из-под контроля.

Все статьи рубрики

Нет времени читать? Заберите к себе и прочтите позже:

Мы используем файлы cookie. Вы не против?