Страшилки цифровой зависимости

Страшилки цифровой зависимости

5 октября 2022
158
5 мин.

Все статьи рубрики

Проблемы у детей при злоупотреблении гаджетами и их профилактика

В предыдущих статьях, посвящённых профилактике зависимости от гаджетов у детей, мы уже поговорили о том, что именно нужно не упустить из виду, впервые давая ребёнку гаджет в личное пользование, и о рекомендованных нормах экранного времени для разных возрастов.

В этом статье мы приводим правила безопасности, которые важно обсудить с ребёнком до того, как гаджет перейдёт в его распоряжение. Сохраните статью в закладках, чтобы вы могли опираться на перечисленные ниже пункты в разговоре с детьми. Для удобства мы оформили её в виде таблицы.

Риски и проблемы

Что важно помнить родителю

1

Негативное влияние гаджетов на формирование личности

Дети — незрелые создания, они ещё не всегда умеют различать добро и зло, контролировать своё время, организовывать процесс обучения, их моральные качества неустойчивы.

Заложить прочные основы личности — задача родителей. В тот момент, когда мы отдаём в руки ребёнка смартфон или планшет и не устанавливаем контроль, мы делегируем электронному устройству функции воспитания.

Даже невинные на первый взгляд ролики из тик-тока оседают где-то в глубине сознания и начинают «нашёптывать», как жить, что делать и к чему стремиться. Пока личность ребёнка формируется, он будет перенимать стиль жизни и взгляды блогеров, следовать изменяющимся трендам. Разнонаправленность этих стремлений, а также частая их смена нередко дезориентируют формирующуюся личность. Ребёнок может чувствовать нехватку опоры, отсутствие почвы под ногами. Это может стать причиной подростковых депрессий, а также затормозить развитие и укрепление своего «я». Стержень, который помогает не поддаваться бездумно внешним веяниям и чужим установкам, может так и не сформироваться или сформироваться с опозданием.

2

Эмоциональная заторможенность

Психологи отмечают, что у ребёнка, который зависит от гаджетов, плохо развивается эмоциональность. Когда мозг перегружен бесконечно мелькающими яркими картинками, восприятие мира притупляется: реальность кажется бледной и неинтересной. Ребёнка ничто не увлекает и не трогает.

3

Перевозбуждение нервной системы

Злоупотребление экранным временем чревато частыми перепадами настроения, внезапными истериками, неуправляемостью или даже вре́менной невменяемостью.

Это особенно заметно при вечернем взаимодействии ребёнка с экраном: после игры на компьютере или просмотра мультфильмов на ночь ребёнок или долго не может заснуть, или спит тревожно.

Днём этот эффект может быть менее выражен, но это не означает, что нервная система ребёнка, подсевшего на экраны, работает без сбоев.

4

Недоразвитость психических функций

По исследованиям психологов, у детей, которым компьютерные устройства заменили творческие занятия, ослаблена способность к обучению. Причина — редкое функционирование мелкой моторики, которая развивается при занятиях лепкой, вырезанием, разукрашиванием или в играх с обычными игрушками. Специалисты утверждают, что у ребёнка мозг находится на кончиках пальцев — чем больше действий он делает руками, тем лучше развивается мозг и способность к обучению. Тыканье пальцем в экран мелкую моторику, увы, не развивает. Кроме того, у ребёнка страдает произвольное внимание, например способность концентрироваться на учебных задачах.

5

Угнетённость творческого мышления

Детям, играющим преимущественно в электронные игрушки, незачем развивать фантазию — за них уже всё придумано и придумано настолько круто, что и добавить нечего. Детям остаётся только потреблять готовый продукт чужой фантазии. В этом отношении ребёнок, изобретающий домик для куклы из картонных коробок, имеет гораздо больше шансов развить креативность, чем самый продвинутый геймер.

6

Ощущение потерянности

Ребёнок, который имеет неограниченный доступ к цифровым устройствам, очень быстро привыкает жить в виртуальном мире. В офлайне он чувствует себя не на месте, живёт в собственной реальности и в конце концов теряет связь с близкими и с самим собой. Это одна из причин, почему цифровую зависимость так трудно преодолеть: ребёнок просто не знает, что́ ещё он может делать в жизни, кроме как погружаться в экран.

7

Развитие зависимости

Речь идёт о самой настоящей патологии, которая проявляется не только на психическом уровне (в виде панических атак, нервных срывов, проблем со сном, сложностей с самоидентификацией), но также имеет и физиологическую симптоматику: проблемы с весом, с терморегуляцией, с кожей, гормональные сбои, нарушение работы внутренних органов (в первую очередь сердца и позвоночника) и так далее. Ребёнок, подсевший на компьютерные устройства, может страдать от повышенного потоотделения, тахикардии, тремора рук.

8

Вред от электромагнитного поля

Исследования приводят к неутешительным выводам: излучения от гаджетов негативно влияют на развитие психики ребёнка. Для детей, активно пользующихся цифровыми устройствами, характерны гиперактивность, повышенная раздражительность, сложности с коммуникацией, расстройство сна, быстрая утомляемость, снижение работоспособности, замедление слуховых и зрительно-моторных реакций. А кроме того, существует риск возникновения опухолей.

9

Страдает физическое здоровье

По данным гигиенических исследований, до 50% детей за школьные годы приобретают близорукость и другие нарушения зрения. Напряжение при работе за компьютером может привести к болям в шее, плечевом поясе, искривлению позвоночника, хроническим головным болям.

10, 11, 12…

Есть ещё целый ряд опасных побочных эффектов, которые мы здесь не рассмотрели: информационная небезопасность, социальная неадаптированность, дофаминовая ловушка и другие.

Чтобы снизить риск того, что ребёнок «пропадёт» в цифровых сетях, важно постараться сохранить здоровый баланс между онлайн- и офлайн-развлечениями. Ниже вы найдёте несколько лайфхаков, которые помогут вам в этом.

Как сохранить интерес ребёнка к офлайн-активностям

  1. Лучше 100 раз услышать, чем один раз увидеть. В случае с гаджетами это перевёрнутое правило будет работать в плюс. Чтобы ребёнок не «подсел» на экраны, почаще заменяйте визуальный контент на аудио. Ребёнок просит очередной мультфильм — предложите ему аудиосказку. Скачайте аудиоварианты детских энциклопедий или художественных книг для поездок в машине.

  2. Реальные игры вместо виртуальных. Чтобы гаджеты не начали играть в жизни ребёнка ведущую роль и не отодвинули на задний план другие увлечения, культивируйте «бумажные» игры вместо экранных. Развивающие журналы, из которых можно выреза́ть картинки и делать аппликации способны вызвать не меньший интерес у ребёнка, чем компьютерные игры.

    Кстати, если ребёнок относительно маленький, вы таким образом сможете убить двух зайцев: ребёнок будет занят полезным занятием, а вы получите в распоряжение немного свободного времени.

    Чтобы создать к таким занятиям повышенный интерес, вручайте ребёнку журналы или наборы для творчества в качестве приза. Например, за помощь по дому, за самостоятельное выполнение уроков.

  3. Увольняем телевизор. Сведите к минимуму пассивное экранное время в семье. Если у вас есть привычка включать фоном телевизор, желательно избавиться от неё.

    Даже если ребёнок просто находится в одной комнате с работающим телевизором, на его психику активно воздействует постоянное мелькание, шум, взрослый контент, реклама и т. д. Кроме вредной привычки пользоваться экранами даже тогда, когда в этом нет необходимости, цифровые шумы приводят к переутомлению, перевозбуждению и прочим симптомам информационной интоксикации.

    Вы можете дополнить этот список своими методами, которые позволяют снизить риск цифровой зависимости. А пока давайте резюмируем всё, о чём мы говорили в этих трёх статьях, чтобы поговорить про то, как быть с подростками, которые чрезмерно увлекаются гаджетами.

    Также рекомендуем пройти наш бесплатный курс по детской мотивации, где мы рассматриваем другие способы увлечь детей реальными, а не виртуальными занятиями.

Пройти курс по мотивации бесплатно

Подведём итоги

Бороться с зависимостью проще всего профилактическими методами — задолго до того, как она может появиться.

  1. Чем младше ребёнок, тем проще установить правила, регламентировать время и условия использования цифровыми устройствами.
  2. Объяснить ребёнку правила и технику безопасности нужно ещё до того, как гаджет попал в его руки.
  3. Риск, что у ребёнка разовьётся зависимость, сильно снижается благодаря цифровой гигиене родителей. Статистика показывает, что у родителей, которые умеют интересно и разнообразно проводить время в офлайне, дети реже страдают цифровой зависимостью, чем в семье, где взрослые не расстаются с телефонами даже за обедом.
  4. Чем активнее роль родителя в жизни ребёнка, тем больше шансов, что ребёнок не променяет реальный мир на виртуальный.
  5. Для развлечения и развития ребёнка лучше использовать неэкранные средства: аудиосказки, развивающие игры, наборы для творчества, бумажные журналы и т. п.

До сих пор мы говорили о профилактических мерах, которые подойдут детям младшего школьного возраста. О том, как помочь преодолеть цифровую зависимость подростку, в следующем блоке статей.

Все статьи рубрики

Нет времени читать? Заберите к себе и прочтите позже:

Мы используем файлы cookie. Вы не против?