Способы помочь ребенку полюбить нелюбимые предметы в школе

Почему появляются нелюбимые предметы, и как этого избежать

30 марта 2022
3520
5 мин.

Практически у каждого взрослого в школьные годы был нелюбимый предмет, на который не хотелось приходить, а выполнение домашних заданий по нему было настоящей пыткой. Именно поэтому можно легко понять детей, которые никак не могут подружиться с какой-то школьной дисциплиной. Важно решать проблему как можно скорее, чтобы эта нелюбовь к предмету не помешала хорошей успеваемости в будущем. В этой статье мы расскажем, какой предмет в школе дети считают самым нелюбимым, и вместе разберёмся, почему ребёнок не хочет делать уроки и как помочь ему полюбить ненавистный предмет.

Топ нелюбимых предметов у российских школьников

По результатам исследования Института прогрессивного образования в 2021 году большинство школьников заявили, что первым из программы стоит убрать предмет ОБЖ, потому что там всё равно не дают практических навыков по выживанию и безопасности. Второй в списке ненужных предметов — технология. Ребята отметили не просто её ненужность, но и то, что разделение учебных программ по гендерному признаку не соответствует духу времени. 

Топ нелюбимых предметов у российских школьников за прошлый год выглядит так:

  1. ОБЖ — 69% голосов.
  2. Технология — 57%.
  3. Физкультура — 50% (школьники хотели бы разнообразить предмет йогой, танцами, фитнесом и другими активностями).
  4. Астрономия — 38%.
  5. Основы религиозной/православной культуры — 22% (вопросы религии дети считают слишком личными).
  6. Краеведение — 17%.
  7. Музыка и ИЗО — 15%
  8. Черчение, физика, химия и математика — 10%.>

По каким причинам появляются нелюбимые предметы

Неготовность ребёнка

Нетренированные психические процессы (память, внимание, логика) мешают ученику включаться в учебный процесс, фокусироваться на задачах и самостоятельно выполнять домашние задания. Система образования стремится дать детям максимум знаний, чтобы в итоге получить хорошо подготовленных выпускников. Но мало кто задумывается о том, как правильно преподносить ученикам информацию, чтобы они учились с удовольствием самостоятельно. 

Онлайн-курс «Учись Учиться» как раз создан для того, чтобы дать детям недостающие инструменты для комфортной учёбы. Он помогает повысить эффективность образовательного процесса, развить логику, память и аналитические способности. Новые навыки помогут стать ответственным, самодостаточным и образованным, а учиться станет легко и весело.

Ученик не понимает предмет

Даже если предмет не вызывает негативных эмоций, бывает так, что какую-то важную тему ученик не понял, побоялся переспросить учителя, тем самым оставив белое пятно в знаниях. На следующих темах школьник начинает уже медленнее соображать, а через пару уроков вообще не понимает, о чём идёт речь, и не может выучить новые формулировки и правила. Постепенно белое пятно расширяется и портит общую картину, особенно если ребёнок обычно схватывал на лету. С этой проблемой часто сталкиваются ученики при переходе в новую школу, где одноклассники уже успели пройти больше нового материала.  

Непривычная методика преподавания

Учителя стараются дать детям как можно больше знаний по своему предмету, поделиться опытом и помочь подтянуть «хвосты». Но иногда урока в 45 минут слишком мало, а на следующем занятии в плане уже стоит совсем другая тема. Из-за этого многие преподаватели увеличивают темп и не останавливаются на долгих объяснениях. Это может стать причиной тому, что ребёнок просто не успеет до конца разобраться в материале. Может быть и наоборот, когда учитель слишком долго топчется на одной теме, отчего ученикам становится скучно и они нехотя посещают этот предмет.

Конфликт с учителем

Иногда негативное отношение учителя к ученику (и наоборот) становится причиной, почему ребёнок не хочет учить уроки, ведь конфликт он проецирует на сам предмет.  Некоторые родители искренне удивляются этому, но у детей тоже есть свои чувства, обиды и проблемы. 

Расстройство адаптации

Перемены в жизни влияют на детей сильнее, чем мы можем себе представить. Сложности или конфликты в семье, смена школы или конфликты с одноклассниками — всё это влияет на восприятие учёбы в целом. 

Чтобы помочь ребёнку адаптироваться, важно поработать над его мотивацией. На наших бесплатных уроках курса по мотивации детей мы рассказываем, в чём кроются причины демотивации, из каких составляющих можно «собрать» универсальную мотивацию, как изменить поведение ребёнка и вернуть доверие и открытость в детско-родительские отношения.

Любая из причин в итоге приводит к тому, что ребёнок не слушает учителя, не включается, не получает знаний и пользы. Так у школьника образуются пробелы; соответственно, нет базы, чтобы выполнять домашнее задание, контрольные и так далее. Это снова провоцирует стресс и конфликты с преподавателями. Ситуация напоминает снежный ком, который катится с горы и грозит морально раздавить ученика. 

Теперь ребёнку нужно сделать выбор: признать, что с ним что-то не так, или обесценить предмет: «Мне нужна математика, а биология в жизни не пригодится». Благо большинство детей делает правильный выбор — сохраняет свою психику здоровой и обесценивает предмет. Плюсов масса: можно не делать домашнее задание, не сильно переживать, что кричат родители и учителя, не заморачиваться, что не знаешь чего-то или не понимаешь. Эта позиция, к сожалению, формируется у большинства детей по большинству предметов. 

Как помочь ребёнку полюбить нелюбимый предмет: лайфхаки для родителей

Запустить колесо мотивации

Есть три вида мотивации: процессная, мотивация подкрепления и мотивация достижения. Больше всего у детей работает именно процессная, а также мотивация подкрепления. Когда у ребёнка что-то получается, то его хвалят родители, в школе ставят хорошие оценки, и сам себя он чувствует замечательно, — это и есть подкрепления. Отсюда у него появляется энергия, и он готов свернуть горы. Это и есть колесо мотивации (пока крутится, ребёнку всё нравится).

Взрослые работают на основе логики, воли и понимают, ради чего прикладывают усилия. Ребёнку интересно то, что получается и где больше подкреплений. Если вдруг перестаёт получаться, включается обесценивание. Предмет либо нравится, либо обесценен. Дети обычно не говорят: «Да, английский очень нужный и важный предмет для меня, но, к сожалению, я не настолько умён, чтобы освоить его». Они говорят: «Да кому этот английский нужен? Я и без него проживу». Когда есть негатив, колесо мотивации работает в обратную сторону, отбивая всяческое желание учиться.

Чтобы колесо мотивации работало в правильную сторону, важно понять, как его раскрутить. На нашем бесплатном марафоне мотивации и обучения детей вы узнаете, как научить школьника самостоятельно делать уроки, как повысить его успеваемость и какими технологиями пользоваться, чтобы ускорить обучение в 10 раз.

А в этом видео на примере из жизни мы рассказываем о конкретных шагах, которые помогут пробудить внутреннюю мотивацию ребёнка:

Изменить подход к изучению

Попробуйте выяснить, ваш ребёнок аудиал, визуал, кинестетик или дигитал. 

Аудиалы мыслят линейно, читают и разговаривают медленно. Таким детям тяжело даются задания с текстами и на время. Куда лучше у них получается слушать видеоуроки и аудиокниги, а потом обсуждать с кем-то пройденный материал. 

Визуалы думают изображениями, и им нужна тишина во время учёбы. Детям-визуалам мало просто прослушать занятие: нужно рисовать красочные заметки, составлять списки.

Кинестетикам важны ощущения. Они быстро переключают внимание и нуждаются в частых перерывах. Для таких детей следует разбивать учёбу на этапы и применять материал на практике. 

Дигиталы размышляют логически, им важны связи и цифры. Такие дети легко учатся, потому что много читают, быстро запоминают, охотно ведут конспекты и умеют пользоваться дополнительными материалами при изучении любого предмета. 

Попробуйте изменить подход к обучению в соответствии с тем, как ваш ребёнок лучше воспринимает информацию. Например, чтобы визуалу было легче разобраться в математике, следует научить его изображать условия задачи в картинках, а если ребёнок — кинестетик и у него сложности с биологией, попробуйте, например, смастерить макет классификации живых организмов, который можно потрогать. «Прикоснувшись» к теме, школьнику-кинестетику будет гораздо проще в ней разобраться.

«Связать» предмет с личными целями ребёнка

Этот метод сработает, если ребёнок уже может учиться, но ещё не хочет. Единственная оговорка — цели ребёнка должны быть актуальными прямо сейчас. Детям до 12 лет такой подход не подойдёт . 

Бесполезные науки, как правило, в школе не преподаются. Но для ребёнка это не аргумент. Попробуйте порассуждать вместе со школьником, какую выгоду он может получить от нелюбимого предмета сейчас или в будущем. Например, можно сказать: «Математика поможет тебе быстро считать сдачу в магазине, а в будущем ты сможешь легче распоряжаться своими финансами» или «Сейчас ты легко сориентируешься в большом городе даже без GPS, а в будущем сможешь самостоятельно планировать путешествия». 

Случай из практики нашего преподавателя: 

«Один мой приятель нормально учился, но с химией у него не сложилось. Он хотел стать юристом, поэтому считал, что химия — последний предмет, который пригодится ему в работе. Помог разговор с отцом, который объяснил, что можно быть просто хорошим юристом, а можно иметь конкурентное преимущество при заходе в самую денежную область — нефтегазовую. Нужно разбираться не только в судебных процессах, но в сырье, технологиях производства, экологии. В результате приятель химию подтянул». 

Подобрать смежное с нелюбимым предметом развлечение

К примеру, если ребёнок не любит историю, попробуйте сходить на историческую реконструкцию, а если терпеть не может физику — посетите музей занимательной науки. 

Важно разжечь в школьнике интерес к предмету, чтобы он начал самостоятельно изучать его. На нашем бесплатном онлайн-занятии «Как мотивировать ребёнка учиться самостоятельно» мы расскажем, как решить проблему нелюбимых предметов комплексно, чтобы ученик полюбил обучение, занимался с удовольствием, чувствовал себя уверенно и не боялся экзаменов.

Искать интересные факты

Этот пункт тесно связан с предыдущим. Школьная программа вмещает в себя только то, что детям знать необходимо, а это не всегда увлекательно. Попробуйте вместе с ребёнком поискать интересные факты по нелюбимому предмету в интернете, в энциклопедиях или музеях. 

Проявлять активность на уроке

Порой предмет становится нелюбимым из-за того, что ученик не включён в процесс на уроке. Когда же школьник задаёт вопросы, отвечает учителю и всячески проявляет инициативу, то всё сразу становится понятным и интересным. Попробуйте поговорить с ребёнком и попросить его постараться быть активнее на занятии. А после школы обязательно поинтересуйтесь, как прошёл его день и что нового он узнал на уроке.

Провести «перезапуск» предмета

Можно заниматься самим или пригласить репетитора. Самое важное — правильно поставить ему задачу. Иногда именно репетиторы на индивидуальных занятиях прививают любовь даже к самым ненавистным предметам — и такие примеры далеко не редкость.

Важно заниматься не текущей успеваемостью, а начинать с самого первого учебника по предмету. Если подтягивать только проблемную тему, это окончательно убедит ребёнка в том, что ему с математикой, например, не по пути. На контрольной всплывут темы, которые он пропустил раньше. Ему объяснили, а он получает 2 или 3.

Предыдущий же материал рассчитан на младший возраст и уже знаком ребёнку, поэтому у него нет негатива к этим темам. Их быстрое прохождение закрутит колесо мотивации в правильную сторону. Подобраться к текущему классу вы сможете незаметно и быстро. Вы легко преодолеете проблемную тему, и ребёнку начнёт нравиться. Вот увидите: математика и биология окажутся не такими уж и сложными.

Создать «сито» 

Если ребёнок идёт на урок и что-то не понимает, нужно не только устранять пробелы, но изучить параграфы, основные термины и факты из этой темы. Чем больше информации наберёт ученик, тем мельче будет его информационное «сито» — следовательно, тем больше новых данных будет в нём задерживаться и усваиваться.

Не скупиться на похвалу

Когда вы разобрались с процессом, создали «сито» и устранили пробелы — это значит, что пришло время позитивных подкреплений. Покажите ребёнку, что вам интересен предмет, спрашивайте о нём, просите пересказать, что было на уроке. И, конечно, хвалите: это ускоряет колесо мотивации. Вы — важная фигура в жизни ребёнка.

Заключить договор

Когда процесс запущен, привить желание поможет договор. Не только подкреплениями, но и достижением. Ваша задача — чётко проговорить, чего вы хотите от ребёнка и, главное, что он за это получит (не ремня, а что-то полезное для него). Результат должен быть выгодным для обеих сторон! Обманывать ребёнка нельзя, иначе он больше вам не поверит, и вы навсегда потеряете инструмент договора. Договор — тонкая грань, об этом мы уже написали отдельную статью.

Обратить внимание на летние школы

Процесс обучения в летних школах организован нетрадиционно: дети учатся с помощью игр, соревнуются друг с другом и просто много общаются. Таким образом, нелюбимый предмет имеет все шансы не просто понравиться школьнику, но и оказаться захватывающим и очень жизненным. Новый преподавательский состав, для которого общение с детьми начинается с чистого листа, тоже будет несомненным плюсом. Не секрет, что у многих учителей в школе часто формируется мнение об ученике в самом начале знакомства. И если первое впечатление было отрицательным, то как бы ученик ни показал себя потом, мнение преподавателя остаётся прежним, что негативно влияет на восприятие его предмета.

Помните: ребёнок может разобраться со всеми предметами и быть успешным. Родителям нужно лишь выбрать правильную стратегию.

Нет времени читать? Заберите к себе и прочтите позже:

Мы используем файлы cookie. Вы не против?