Расписание

Почему появляются нелюбимые предметы, и как этого избежать

“Мама, я ненавижу математику! Да кому она нужна?”, – слышите ли вы подобные отзывы от своего ребенка? Автор книги “Энциклопедия детской мотивации” Николай Ягодкин поделился с порталом 7days.ru, как искоренить эту ненависть в душе школьника.

Итак, все как в медицине – чтобы решить проблему, надо найти причину. Их бывает несколько:

- 1 блок связан с учителем: например, он скучный (его подача и предмет ребенку не интересны).

- Конфликт с учителем. (Неважно, по какой причине, такое бывает. Некоторые родители искренне удивляются, но у детей есть свои чувства, обиды и проблемы. Конфликт ребенок проецирует на предмет).

- Расстройство адаптации, перемены в жизни и стресс, который относится к школе в целом или к сложностям в семье. Например, ребенок меняет школу или переживает развод родителей.

- Самая частая причина – неготовность ребенка, потому что у него нетренированные психические процессы или повышенные требования в школе (когда преподаватель говорит, что именно его предмет самый важный).

- Пропуски и пробелы. Тоже очень частая причина. Ребенок не может воспринимать новую информацию, потому что есть пробелы в старой. Особенно это видно на английском и русском языках, математике, где нужна опора на предыдущие темы.

Как развивается ситуация при любой из причин?

Обычно бывает так: сначала предмет ребенку нравится или его не было вообще (до 8 класса). Потом любая из причин приводит к тому, что он не слушает, не включается, не получает знаний и пользы. Так у ребенка образуются пробелы, соответственно, нет базы, чтобы выполнять домашнее задание, контрольные и т.д. Это снова “дает” стресс и конфликт с учителем. Ничего не напоминает? – Настоящий порочный круг или снежный ком, который катится с горы и грозит морально “раздавить” ребенка. Теперь ему нужно сделать выбор: признать, что с ним что-то не так или обесценить предмет (мне нужна математика, а биология в жизни не пригодится). Благо, большинство детей делает правильный выбор – сохранить свою психику здоровой и обесценить предмет. Плюсов масса: можно не делать домашнее задание, не сильно переживать, что кричат родители и учителя, не “париться”, что что-то не знаешь или не понял. Эта позиция, к сожалению, формируется у большинства детей по большинству предметов.

“Профилактика”

Самое важное (что в медицине, что в обучении) – держать руку на пульсе и смотреть, что с ребенком происходит, беседовать с ним. Чтобы вовремя отследить проблему, не только “дежурно” спрашивайте, как дела в школе, но и просите пересказать материал: “Что было интересного сегодня на истории? А расскажи, как там эти древние греки жили?” – так вы увидите, что он точно понимает материал.

Развивайте психические процессы и “давайте инструментарий”. Для этого проходите специальное обучение. Это обязательно, потому что у большинства детей этих способностей не хватает. В школе их специально не развивают. Плюс в том, что тренируются они легко, и, если выполнять даже самые простейшие рекомендации из наших статей, вы сможете достаточно эффективно проводить эту профилактику. Система повторения, мнемотехника для запоминания, выписывание определений, закрепление материала – об этом мы подробно напишем в будущем.

Самая успешная практика – делать “домашку” в день, когда ее задают и повторять материал перед уроком. Например, в четверг была химия. Это значит, что домашнее задание нужно сделать в этот же день вечером, потому что ребенок хоть что-то помнит с урока. В пятницу вечером количество удержанной в голове информации уменьшится в разы! В среду вечером пусть он повторит “домашку” и материал прошлого урока. Когда ребенок научится это делать, повторение будет занимать 2-3-5 минут максимум (а иногда – меньше минуты). Если предмет сложный, пусть ребенок читает новый параграф перед уроком. У ребенка будет нарабатываться информационная база.

Возможно, ребенок не видит смысла в изучении предмета. Он не понимает, как физика в школе связана с реальной жизнью. Надо показать предмет с интересной стороны. Смотрите вместе интересные каналы про изобретения на ютубе. Покажите ребенку, что химические элементы живут не только в таблице Менделеева, а широко применяются в разных областях.

“Лечение”

Если дело точно в учителе, и вы уверены на 100%, есть радикальный вариант (заменить преподавателя, если возможно, или перейти на экстернат по предмету). Обращаться к нему нужно только тогда, когда попробовали все остальное, ведь вы даете ребенку четкий сигнал, что можно не решать ситуацию, а всегда свалить все на учителя. Обвинять педагога надо в последнюю очередь, потому что чаще всего проблема в другом.

Перезагрузка. Каждый автомобилист знает, что, если ты заглох на горке, бесполезно заводить автомобиль, он будет снова глохнуть. Надо аккуратно съехать с горки, отъехать на большое расстояние, разогнать машину и на инерции заехать на горку. То же самое нужно по предмету – начать с устранения базовых проблем (внимания, памяти и т.д.) и закрыть все пробелы с момента начала темы (а лучше всего предмета). Радостный ребенок на этом разгоне по знаниям, скорости и мотивации приходит к текущему положению “заезжает на горку”.

Держа руку на пульсе и вовремя среагировав на ситуацию, вы сможете быстрее и проще решить проблему, уменьшить детские негатив и стресс, пока ребенок еще не ушел в скорлупу защиты и полного отрицания предмета.

^