Расписание

Как замотивировать ребенка на обучение

Что делать, если ребенок не хочет учиться и отлынивает от домашнего задания, эксплуатируя родителей? – Правильно настроить систему мотивации. И, если вы все еще думаете, что чередуя кнут и пряник, получите идеального сына или дочь, то этого не произойдет. Все сложнее, а значит, придется потрудиться. И в первую очередь – вам самим. О том, какие шаги нужно предпринимать, Николай Ягодкин рассказал 7days.ru.

Забудьте о чрезмерной негативной мотивации

Спросите себя – не злоупотребляете ли вы негативной мотивацией, а именно страхом, болью, долгом, стыдом и избытком негативной обратной связи? Эти аспекты эффективны на короткой дистанции, а вот в долгосрочной перспективе очень опасны. Когда вы манипулируете ребенком: заставляете его избегать боли, стыдите за 4 в четверти, говорите, что он обязан хорошо учиться или попросту пугаете, то неизменно травмируете. Это сковывает его интеллектуальную активность и рушит доверие к родителям. Также ребенок может уйти в себя, вырасти трусом и зависимым от общественного мнения. Чувствуете ли вы себя счастливыми, если находитесь в постоянном стрессе? – Ваши дети тоже. Забудьте про психологическое насилие, иначе ребенку понадобится психолог или врач.

Расскажите ребенку, зачем он учится

Такой разговор можно проводить, как только ребенок пошел в школу. Важно объяснить малышу, по каким критериям его будут оценивать. Он должен понимать, что двойка за поведение, за забытую тетрадь, за домашнее задание и за годовую контрольную – разные двойки. Запутавшись в этих критериях, ребенок может саботировать процесс и перестать учиться. Важно, чтобы ребенок знал, что оценка не равна знаниям. Иначе страх “схлопотать” плохую оценку будет провоцировать прогулы и “болезни”, ведь за прогул и температуру двойку не поставят.

Запустите самолет мотивации

Представьте, что мотивация ребенка – это самолет, в котором 3 двигателя. Первый – процессная мотивация. Двигатель работает, если ребенку нравится процесс обучения – ему классно и интересно. Чем младше дети, тем важнее в их “самолете” этот двигатель. Он начинает “барахлить”, как только угасает интерес. Второй двигатель – мотивация подкрепления. Это оценка извне, материальные выгоды (деньги, конфеты) или похвала – все позволяющее ребенку понять, что он делает что-то важное для окружающих. За счет подкреплений он продолжает свою деятельность (например, еженедельная уборка в комнате). Третий двигатель завести сложнее всего – это мотивация достижений. Это сила, которая тянет ребенка вперед ради заветной цели (например, пятерки в году). Научившись этому, во взрослой жизни ребенок сможет достигать высот и сметать преграды. Он будет идти к цели долгое время без плюс-подкреплений и увлекательных процессов.

Договаривайтесь со своими детьми

Таким образом вы научите ребенка исполнять обязательства и рассчитывать последствия. Договор – самый работающий механизм, который требует серьезного отношения как ребенка, так и родителей. Он взаимовыгодный и добровольный. Формат “Делай, пока я не достал ремень” – не договор. Правильная формула: “Сделаешь это – получишь пряник, а если не сделаешь, то тогда пряник с тебя”. Договор означает партнерские равные отношения, а не закабаление и манипуляцию ребенком. Исполнение обязательств договора – непреложный закон, поэтому не обещайте “золотых гор” и не требуйте того, что ребенок априори не в состоянии выполнить. Если не выполните обещание, ребенок больше вам не поверит.

Учитывайте возрастные особенности детей

Если вы попытаетесь договориться с 5-летним ребенком об уборке в комнате за зефирку, которую он получит завтра, у вас не получится. А если попросите научить вас собирать игрушки (потому что забыли), то обречены на успех. До 12 лет обучением ребенка правит процессная мотивация. Это значит, что в младших классах детям необходима похвала за деятельность, потому что она важнее результата. Также для них обязательна игра. Чтобы “работал” двигатель процессной мотивации, у ребенка обязательно должно получаться! Если не получается, то он попросту не может учиться, а значит не будет ни подкрепления ни интереса к учебе. Это частая проблема. Когда у детей что-то не получается, то они сравнивают себя с другими, а быть неудачником никто не хочет. Особенно актуально это для старшеклассников. Так и включается процесс негативной мотивации. Чтобы этого избежать, важно развивать психические процессы – память и внимание и заполнять пробелы в обучении.

Что касается договора, он возможен и с маленькими детьми, но об очень простых вещах, например, надеть валенки. Со временем, когда они научатся исполнять обещания, усложняйте договор. Не навязывайте ребенку своих “правильных” решений сразу – культивируйте в нем жажду исследователя.

Таким образом, именно мы, родители, отвечаем за отношение к учебе наших детей. А это значит, что у нас самое большое количество механизмов и способов на это влиять – все в наших руках!

^