Содержание
Вседозволенность и отсутствие каких-либо правил в жизни ребёнка способствуют тому, что в будущем он рискует стать самоуверенным человеком. Но самоуверенность в данном контексте идёт далеко не на пользу. Человек бессознательно преподносит себя как всесильного: берёт на себя слишком много, оценивает свои способности слишком высоко, даёт обещания, которые не может выполнить, и часто пытается всем помочь.
Дети, не знавшие ограничений, столкнутся с ними во взрослой жизни, но воспринимать их будут болезненно. Дело в том, что уверенность, в отличие от самоуверенности, включает в себя здоровую самокритичность, умение оценивать собственные поступки и брать на себя ответственность. Именно поэтому разумные ограничения и запреты ребёнку полезны.
Какое значение имеет слово «нельзя»
В возрасте 6–8 месяцев малыш слышит своё первое «нельзя». Родители уже не могут контролировать все действия ребёнка, который научился ползать и активно исследовать обстановку. Поэтому они вынуждены говорить «нет». Однако запрещать стоит только в случае, когда действие угрожает его безопасности или безопасности окружающих. После трёх лет, когда малыш уже понимает разницу между рисованием в альбоме и на обоях, запреты можно конкретизировать.
От количества запретов зависит личность ребёнка в будущем. Безусловно, ограничения должны присутствовать в жизни ребёнка, но злоупотреблять ими не стоит.
Для чего нужны запреты
Правила — важный пункт для развития ребёнка, так как он постоянно сталкивается с чем-то новым в окружающем мире и нуждается в структурировании информации.
Ограничения вносят в мир ребёнка надёжность и стабильность. И родителям необходимо запрещать детям делать некоторые вещи, чтобы со временем они могли запрещать их себе сами, научились отвечать за свои поступки и привыкли к самоконтролю.
Можно ли воспитывать без «нельзя»
Существует мнение, что запреты ограничивают свободу. Но вряд ли кому-то понравился бы мир, в котором повсеместная вседозволенность — это норма. Люди свободны как раз благодаря тому, что знакомы с правилами, по которым строится жизнь в обществе. Ведь запреты помогают регулировать отношения между людьми в обществе, помогают мирно существовать и общаться. Если вы хотите научить ребёнка самостоятельности, мы ждём вас на наших бесплатных уроках, где мы расскажем об основах мотивации, экологии отношений в семье, а также поделимся способами, как избежать компьютерной зависимости.
Существует мнение, что запреты ограничивают свободу. Но вряд ли кому-то понравился бы мир, в котором повсеместная вседозволенность — это норма. Люди свободны как раз благодаря тому, что знакомы с правилами, по которым строится жизнь в обществе. Ведь запреты помогают регулировать отношения между людьми в обществе, помогают мирно существовать и общаться.
Как правильно запрещать
Не запрещать слишком много
Можно запрещать ребёнку играть в компьютер, пользоваться смартфоном, общаться с нежелательными друзьями или гулять без взрослых. Но следует помнить, что такие запреты только разжигают желание. Будучи совершеннолетним, ребёнок с лихвой обеспечит себе всё то, чего был лишён в детстве.
Если же речь идёт о действительно рискованных вещах — алкоголе, курении или запрещённых веществах, — надо не запрещать, а учить, как противостоять искушению и эффективно отвечать тем, кто предлагает попробовать всё это.
Запрещая ребёнку, запрещать и себе
Нарушая запреты, дети иногда просто копируют поведение взрослых, которые говорят одно, а делают другое. Фундаментом воспитания как раз является родительский пример. Если папа запрещает смотреть мультики больше 30 минут, а сам не отрывается от телевизора, ребёнок будет бунтовать — открыто или тайно. Дети гораздо лучше воспринимают форму «мы этого не делаем», чем «тебе нельзя».
Мнение родителей должно быть единым
Когда вы устанавливаете правила для ребёнка, важно, чтобы все члены семьи были в курсе о них. Обсудите с родными, как и что вы будете запрещать. У ребёнка должно сложиться чёткое представление о том, чего делать нельзя и почему. То есть нельзя, чтобы мама запрещала безгранично поедать сладости, а папа разрешал. В таком случае запрет перестанет иметь силу. Если придерживаться единого мнения в запретах, у ребёнка не будет возможности манипулировать родителями.
Избегать запретов на эмоциях
Всегда стоит помнить, что запреты должны быть правилами, а никак не произволом или выплеском эмоций. Например, ребёнок увлечённо играет, покрывая всю квартиру игрушками: здесь у него космостанция, там база инопланетян, а тут стоянка кораблей. Родитель может любоваться плодами воображения малыша и давать только один запрет: оставлять все игрушки на полу на ночь, не убрав их на место. Но в какой-то день родитель приходит с работы уставшим и наступает на какую-то игрушку. Тут сразу же начинаются крики и обвинения в сторону ребёнка, что вокруг бардак, все игрушки надо собрать немедленно и вообще ему можно играть только в одном углу своей комнаты. Это не запрет, это — эмоциональный всплеск.
Родителям следует научиться справляться с раздражением без ребёнка. Затем, успокоившись, подумать, что именно надо запретить, зачем это нужно, насколько это важно для членов семьи и ребёнка, и только потом вводить новое правило. Договориться с ребёнком о порядке без криков и истерик вполне реально. Скачивайте наш подробный чек-лист, из которого вы узнаете, как сделать так, чтобы маленький ребёнок полюбил уборку и сам предлагал помощь по дому.
О том, как уменьшить количество детских ссор в семье и какую роль играет мама в детской мотивации, смотрите в этом видео:
Доступно объяснять запрет
Маленькие дети не могут понять некоторых правил. Поэтому следует несколько раз дать упрощённые объяснения и удерживать от опасных вещей силой. Например, ребёнок не понимает, почему нельзя играть с розеткой в стене. Можно объяснить, что в розетке есть электричество — такой своеобразный огонь, который делает очень больно. С возрастом малыш сам всё поймёт. В дальнейшем следует просто кратко напоминать, что «так мы не делаем».
Отказывайте, предлагая при этом альтернативу
Протеста и других негативных эмоций можно избежать, если при отказах использовать альтернативу. То есть родитель не просто говорит «нет», а предлагает что-то не менее интересное. К примеру, если ребёнок просит конфету, попробуйте предложить другую вкусность: яблоко, банан или апельсин, объяснив, что фрукты тоже сладкие и вкусные, но при этом более полезные, потому что не портят зубы и в них много витаминов.
Не давайте ложных надежд
Иногда родители используют при отказе фразу «Не сейчас». Но если не сейчас, значит, когда-нибудь? Если не сдерживать обещания, у малыша возникнут проблемы с доверием. Лучше давать конкретную информацию, чтобы ребёнок понимал, когда наступит долгожданное «сейчас». Например, можно сказать: «Не сейчас. Я подарю тебе этот конструктор на Новый год».
Не отменяйте свой запрет
Запрет разбрасывать игрушки по квартире означает, что и сегодня, и завтра, и всегда вам придётся запрещать ребёнку разбрасывать игрушки по квартире. Запреты не должны быть неожиданными и непоследовательными. Следить за постоянным выполнением запрета — ответственная работа. Но если вы что-то запретили малышу сегодня, а завтра забыли об этом, ваши запреты быстро обесценятся и ребёнок не будет придавать им какого-либо значения. Лучше продумать заранее, что вы готовы запрещать на постоянной основе. Главное, чтобы малыш понял, что нельзя — значит нельзя.
Что нельзя запрещать детям
Проявлять свои чувства и эмоции
Дети переживают всё более эмоционально, чем взрослые. Поэтому если ребёнку грустно и он плачет, не надо стыдить его за это. Важно помочь ребёнку разобраться в чувствах. Таким образом, в будущем он не будет держать в себе свои переживания, а сможет прямо говорить о них с близкими людьми.
Задавать вопросы
Нет ничего плохого в том, что ребёнок постоянно задаёт вопросы. Он развивается, взрослеет, познаёт окружающий мир. Если не хочется, чтобы пропал интерес к познанию и снизилась самооценка, помните, что нельзя говорить ребёнку что-то вроде «Замолчи, не приставай с вопросами». Лучше помочь малышу в познании мира, особенно если он уже учится в школе. Попробуйте научить его самостоятельности, чтобы ребёнок умел находить ответы на свои вопросы. На нашем бесплатном онлайн-марафоне мотивации и обучения детей мы подробно расскажем расскажем, как решить проблемы в обучении ребёнка, построить доверительные отношения в семье и сделать учёбу интересной и эффективной.
Делать что-то самостоятельно
Личное пространство нужно как взрослым, так и детям. Поэтому если ребёнку хочется сделать что-то самостоятельно без участия родителя, пусть делает. Запрет на деятельность без присмотра обесценивает самостоятельные открытия. Как итог — ребёнок вырастает в безынициативного человека.
Распоряжаться собственными вещами
У ребёнка есть полное право распоряжаться своими вещами так, как ему угодно. Можно подсказать малышу, как лучше использовать их, но в итоге выбор всё равно остаётся за ним.
Отказывать
У ребёнка есть своё мнение, и он такой же полноправный член семьи, а не подчинённый. Когда родители запрещают ребёнку говорить взрослым «нет», они нарушают его личностные права. Лучше найти способ договориться или объяснить, почему ребёнку надо сделать то, что ему не хочется.
Бояться
Бояться — нормально. Взрослея, все дети чего-то боятся: темноты, стоматолога, незнакомого родственника, животных и так далее. Родителям следует поддерживать и подбадривать малыша в ситуациях, когда он напуган. Но не стоит говорить «Не бойся!», «Давай, смелее!», а лучше сказать: «Давай вместе!»
Иметь секреты
Чтобы ребёнок продолжал доверять родителям, не стоит рассказывать другим родственникам или друзьям тайны, которыми он поделился. Также не стоит читать личные дневники, а уж если получилось так, что пару страниц вы всё-таки прочитали, ни в коем случае не ругайте ребёнка за написанное. Это его секреты, и за них нельзя наказывать. Если же показалось, что у ребёнка какие-то проблемы, лучше попробовать издалека начать говорить с ним о том, что происходит в школе, во дворе, в семье.
Злиться или завидовать
Чем младше ребёнок, тем меньше у него сформирована сила воли (или совсем не сформирована). Нельзя называть негативные эмоции, который проявляет ребёнок, плохими. Лучше научите ваше чадо адекватно проявлять те самые эмоции.
Ошибаться
Ошибки — это опыт. Ошибаться свойственно всем: и взрослым, и детям. Но именно от реакции родителей на промахи своих детей будет зависеть, каким именно окажется этот опыт: позитивным или таким, что будет страшно ошибаться снова.
Не доедать
Классическая ошибка родителей — заставлять доедать, даже если ребёнок говорит, что наелся. Но лучше сделать так, чтобы ребёнок успел проголодаться. Например, обеспечить ему активную прогулку.
Как работать с негативной реакцией на запрет
Существует несколько видов детских реакций на запреты:
Плач, злость, протест. Эта реакция естественна для ребёнка, который не получил то, что хотел. Родителям необходимо выдерживать такие реакции и правильно реагировать на них. К примеру, можно сказать ребёнку: «Я понимаю, что ты огорчён из-за того, что…» Обозначение и принятие чувств ребёнка поможет ему легче перенести запрет.
Манипуляция. С помощью неё ребёнок пытается добиться желаемого обходными путями, уговорами или шантажом. Поддаваться на провокации не стоит, иначе эта модель поведения закрепится у ребёнка как успешная.
Какой бы ни была реакция малыша на запрет, нельзя оставлять его со своими переживаниями наедине, если он сам этого не хочет. Маленького ребёнка следует отвлечь, переведя его внимание на что-то другое. С детьми постарше можно и нужно договариваться: сначала объяснить ребёнку причину запрета и затем, если возможно, предложить альтернативу.
Поощряйте ребёнка за хорошее поведение
Чтобы ребёнок вёл себя хорошо, необходимо не наказывать его за проступки, а правильно подойти к самому процессу мотивации. Мотивация бывает позитивной и негативной — в зависимости от того, какое подкрепление ожидает ребёнок от своих поступков. Если есть ожидание поощрения за выполнение деятельности — значит, мы говорим о положительной мотивации. А вот если ребёнок ожидает наказания за невыполненные задания или нарушение правил, то речь идёт о негативной мотивации. Но давно доказано, что положительные подкрепления работают гораздо лучше негативных.
Не забывайте поощрять ребёнка за хорошее поведение. Положительная мотивация гораздо эффективнее негативной. И речь здесь вовсе не о подарках. Помните, если малыш принял отказ и подчинился, то это определённый акт доброй воли с его стороны, который необходимо закрепить соответствующим актом доброй воли со стороны родителя.