Расписание

Как выучить таблицу умножения

Таблица умножения – та еще задачка, с которой сталкивается почти каждый родитель. Для старшего поколения, в свое время, это не было проблемой, а с современными детьми совсем другая история. Как помочь своему ребенку быстро и без нервов справиться с этим заданием, порталу 7days.ru рассказал основатель центра образовательных технологий Advance Николай Ягодкин.

Начнем с того, что таблица умножения – это 36 уникальных примеров. Остальные либо простые (×10 и ×1) либо зеркальные (6×7 и 7×6). Начинаем работать только с основными примерами.

Используйте карточки

Учить таблицу умножения очень удобно с помощью карточек. Они представляют собой плотные, матовые листочки размером с визитку (90 на 50 мм). Эти качества позволяют их быстро переворачивать, легко перемешивать, избегать прилипания, загрязнения от чернил и просвечивания. Как только вы нашли подходящие карточки, на одной стороне крупно напишите ручкой или фломастером сам пример (пусть будет 7×8), который будет четко читаться. На другой стороне напишите только ответ (в данном случае, 56). Таким образом, у вас получится стопка из 36 штук.

Как учить таблицу умножения?

Самая большая ошибка – пытаться выучить все сразу. Так нельзя, правильно делить примеры на мини-блоки. Для маленьких детей – это 3-4 карточки, более взрослым можно брать по 5-6 штук. Схема проста: вы показываете ребенку пример, а он называет ответ, и так со всеми карточками в блоке. Делайте это до тех пор, пока скорость ответов не перестанет расти. В процессе такой работы карточки надо периодически перемешивать между собой, а также переворачивать на другую сторону (воспроизводить не ответ, а сам пример). Тренируйте один блок до тех пор, пока скорость повторения не перестанет расти – тогда отложите его. Когда ребенок освоит систему, пусть практикуется самостоятельно.

Если есть настроение – можно взять еще блок и учить новые карточки по этой же схеме. Найдите оптимальное число карточек и не “жадничайте” (если ребенок возьмет в 2 раза больше карточек, например, 8, то учить их будет в 5 раз дольше). Как только он освоил несколько блоков, и при повторении скорость одинаковая, объедините их и перемешайте карточки (теперь пусть попробует повторять по 10 штук). Если скорость упадет, снова разделите карточки на небольшие блоки по 3-7 штук и опять доведите до максимальной скорости.

Теперь пусть ребенок возьмет всю стопку и “разделит” ее на 2 части: те, которые очень быстро воспроизводятся – нужно отложить в одну сторону, а те, над которыми он хоть чуть-чуть задумался или медлил с ответом – в другую. Теперь нужно сосредоточиться именно на ней и повторять до тех пор, пока скорость не приблизится к скорости повторения первой “легкой” стопки, и все карточки не объединятся. Как только ребенок воспроизводит одинаково быстро все 36 карточек, время взять остальные примеры (в обратную сторону). “Прогоните” их по той же схеме (они запомнятся уже легче и быстрее) и объедините с первой стопкой.

Как повторять таблицу умножения?

Для того чтобы ребенок запомнил таблицу умножения навсегда, важно не только выучить примеры, но и уделить время активному повторению. Формула его такова: минимум неделя с момента добавления последней карточки (информация закрепится до уровня “Мой дядя самых честных правил…”, т.е. навсегда). Повторять информацию нужно каждый день, время от времени увеличивая промежутки между повторениями (в первый день – как можно больше раз, во второй и третий день – уже меньше, а на седьмой день – можно ограничиться одним разом). Повторите таблицу с ребенком через месяц, снова разделив карточки на “легкие” и “буксующие”, а потом еще раз – через полгода. Идеальная ситуация – когда скорость следующего повторения (вначале) не сильно упала, а в конце была чуть лучше, чем в прошлый раз.

Устраивайте игры и соревнования

Чтобы ребенку было весело и интересно, а вы могли отслеживать его прогресс, превратите повторения в игру. Помните: детям важен процесс, а не результат. Соревнуйтесь, кто первый сказал ответ или “прогнал” на скорость все карточки Замеряйте время, показывайте ребенку динамику, за сколько секунд он разобрал всю стопку карточек. Поощряйте его за рекордное время.

Также вы можете называть числа (например, 24), а ребенок пусть находит варианты, как это число получить (24 – это не только 6×4, но 2×2×2×3 и 2×2×6). Это прекрасно тренирует понимание состава числа, разложение на множители.

Действуя по этому алгоритму, вы легко научите своего ребенка таблице умножения и, что главное, не вызовите отвращение в самом начале пути обучения. Более того, рекомендую и вам самим попробовать этот универсальный алгоритм загрузки и закрепления любых данных в мозге (цель – не таблица умножения, хотя она, конечно, важна и взрослому). Ребенку навык работы с карточками и алгоритмы повторений пригодятся также для формул, иностранных слов, дат, определений, классификаций, правил и другой фактической информации.

^