Прежде чем говорить о забывании, обратимся к запоминанию. Что происходит в мозгу, когда мы учимся чему-то новому? – В нем образуются нейронные связи. Когда мы забываем что-то, эти связи разрушаются. Об этом онлайн-журналу Eva.ru рассказал основатель центра образовательных технологий Advance Николай Ягодкин.
Как качественно запоминать?
Главный секрет – использовать визуальные образы! Не стесняйтесь детально представлять то, что нужно запомнить. Это своего рода творчество – рисуйте в своей голове картинки, которые потом помогут быстро все вспомнить. Это вызывает эмоции.
Как вы думаете, почему художественная литература и яркие анекдоты запоминаются легко, а сухой и сложный текст проблематично? – Картинки, которые мы представляем, формируют эталонные нейронные связи. Однажды прочитавший “Войну и мир” прекрасно представляет, как выглядит Наташа Ростова, ведь Толстой детально описывал ее несколько страниц! А бывало ли у вас так, что при случайном просмотре канала, вы понимаете, что уже смотрели этот фильм пару лет назад? Происходит это на каком-то конкретном моменте – словно срабатывает переключатель внутри. Какая-то сцена когда-то вам так запомнилась, что нейронные связи все еще живы.
Это можно использовать и в обучении. Однако, чтобы не забыть ничего важного, мало просто создать крепкие связи – важно поддерживать их на должном уровне. Для этого есть целая система повторения.
Как правильно повторять?
Большую часть того, что услышали, мы забываем буквально в первые же минуты. Однако есть и хорошая новость – дальше эта скорость уменьшается. Такую закономерность отражает кривая Эббингауза. Зная это, нужно поменять принцип запоминания и повторения. Попробуйте дробить информацию на блоки по пять единиц (числа, слова, факты, имена, страны и т.д.) и сразу же повторять. Например, если вы хотите выучить 15 иностранных слов, то не пытайтесь осилить сразу все. Намного продуктивней учить по 5 слов за раз. Дело в том, что объем нашей памяти не резиновый – 15 слов разлетятся как мухи, и в голове ничего не останется. 5 – это минимальное количество единиц информации, которое мы можем удержать в оперативной памяти. Максимальное – 9. Сама формула выглядит так: “Семь плюс/минус два”.
Теперь самое время повторить информацию (в нашем случае, 5 новых слов). Чтобы знания не улетучились, сделать это нужно минимум три раза подряд, используя прием активного воспроизведения. Другими словами, вспоминать и обязательно проговаривать каждое слово, а не просто перечитывать. Первое повторение может быть медленным, а каждое следующее – все быстрее. Когда скорость предыдущего и следующего повторения сравняется, увеличивайте промежуток времени в 2-3 раза. Повторите слова через 20 минут, 2 часа, 6 часов и на следующее утро. Придерживайтесь этой схемы 7 дней, и точная информация останется с вами надолго.
На самом деле, вся эта схема уже нам знакома. Порой билеты, на которые отвечали во время экзамена, мы помним гораздо лучше и подробнее, чем весь остальной предмет. И дело тут не в системе образования или стрессе. Просто мы их активно воспроизводили!
Что влияет на запоминание?
-
функциональное состояние: важно быть не голодным, не переевшим, выспавшимся
-
кислород в помещении (особенно, если вы занимаетесь интеллектуальным трудом)
-
вода: пейте именно воду (не чай, кофе, или другие напитки) в чистом виде