Содержание
- В каком возрасте надо начинать учить ребёнка читать
- Как понять, что ребёнок готов к обучению
- Какие проблемы существуют при обучении детей
- Какие методики обучения существуют
Чтение — один из необходимых навыков, без которого невозможно полноценно существовать в обществе. Как правильно учить ребёнка читать и с чего следует начать, рассказываем в этом материале.
В каком возрасте надо начинать учить ребёнка читать
Родителям часто кажется, что чем раньше малыш научится читать, тем лучше. Но стоит понимать, что главная цель — не научить малыша читать как можно скорее, а сделать так, чтобы он делал это с удовольствием. Ведь если ещё до школы учёба у ребёнка будет ассоциироваться с негативом, то пользы этот навык приносить не будет.
Научить читать — задача школы. Если он придёт в 1 класс и будет читать слишком хорошо, то учиться ему будет неинтересно, это может отбить мотивацию на все будущие годы обучения. Поэтому учить читать с 2 лет не нужно.
Как понять, что ребёнок готов к обучению
Перед тем, как начать учить ребёнка читать, следует понять, готов он к обучению или нет. Есть несколько признаков, по которым можно это определить:
- Ребёнок понимает всё сказанное и говорит свободно.
- У него развит фонематический слух — он умеет различать звуки на слух и легко понимает, где лук и дом, а где — люк и том.
- У него нет логопедических проблем, и он произносит все звуки.
- Он умеет различать направления: лево — право, верх — низ. Это важно при обучении чтению, чтобы он мог следовать по тексту слева направо и сверху вниз.
Какие проблемы существуют при обучении детей
Первое, с чего начинается тренировка навыка чтения, — алфавит. Распространённая ошибка родителей — учить алфавит именно по названию букв: «А, Б (бэ), В (вэ), Г (гэ)». Если изучать алфавит таким образом, то у ребёнка в дальнейшем будут проблемы с чтением. Например, слово «папа» он будет читать как «пэ-а-пэ-а». Поэтому важно учить именно звуки.
Существует определённый алгоритм изучения алфавита:
- Сначала запомнить буквы А, О, У, Ы, Э, Н, М, В, Ш, С, Л, Ф, З, Х.
- Так как они разные, их сложно перепутать. Эти гласные тянутся, с ними легче научиться читать открытый слог, а согласные обозначают твёрдость.
- Затем переходить к согласным Р, Ж, Ц, Д, К, Б, П, Г, Т. Их тоже легко отличить друг от друга. Учить их следует после того, как ребёнок освоит принцип чтения открытого слога.
- Ч, Щ читаются нетипично (ча, ща), поэтому проходить их следует после предыдущих.
- И проходите перед тем, как учиться читать мягкие согласные.
- Ь проходите после И.
- Потом беритесь за йотированные гласные: Е, Ё, Я, Ю.
- Потом — Ъ.
- Й следует учить последней, когда малыш уже научился читать слова с йотированными гласными, включающими в произношение Й.
Учить буквы удобно через карточки. На карточке напишите заглавные буквы, например: гласные — красным цветом, согласные — чёрным. На обороте укажите звуки, которые надо произносить. Следите за произношением и, если ребёнок забывает, как произносить звук, подсказывайте ему. Так он поймёт, какие звуки можно тянуть, а какие нет.
Сначала возьмите 3–4 карточки и доведите их произношение до автоматизма. Важно, чтобы сначала малыш указывал на букву, не произнося её. Например, вы называете букву, а он показывает на соответствующую карточку. Наблюдайте за тем, как он справляется с задачей: если он указывает на правильные карточки без ошибок, можно переходить к следующему этапу — говорить вслух. Таким образом за неделю можно выучить все буквы и звуки.
После этого можно браться за слоги. Двигайтесь от простого к сложному: сначала двухбуквенные, потом трёхбуквенные. Первое время лучше брать открытые слоги: «по-па-пу-ро». Напишите их в столбик и объясните, как их читать, попросите повторить. Затем перемешайте, и пусть он прочитает их снова.
Главное в этом упражнении, чтобы ребёнок читал столбики много раз, доводя произношение до автоматизма. Важно не количество разных столбиков — можно взять даже 2–3 — а качество прочтения, чтобы произношение крепко фиксировалось в памяти.
Только после того, как малыш понял произношение слогов, можете переходить к следующему этапу — коротким словам. Также напишите в столбик слова (например: кот, пот, ток, бок) и попросите прочитать их. Главное, доводить каждый этап до автоматизма, чтобы он научился читать без запинок все слова целиком, не развивая слоговое чтение.
Помните, что чтение слогов — важный этап, его нужно хорошо закрепить. Это может занять много времени, но не нужно спешить и переходить на слова.
Чтобы малышу было проще и интереснее изучать слоги, попробуйте добавить в занятия несколько упражнений.
1. Восприятие слогов целиком.
Кладите буквы на расстоянии, пусть он читает их, переводя взгляд, а затем кладите вплотную. Заменяйте гласные, потом согласные — так будут появляться новые варианты.
Положите согласные и гласные вразброс. Спросите у ребёнка, какие буквосочетания он хочет прочитать. Пусть выбирает буквы сам. Он может переставлять их и класть рядом или водить указкой от одной буквы к другой.
Распечатайте слоги или напишите их на вертикальной поверхности — в дальнейшем это поможет с лёгкостью читать слова со школьной доски.
2. Соотнесение читаемого слога со слышимым.
Разрежьте азбуку. Называйте один слог и просите ребёнка сложить его из букв.
3. Чтение слогов про себя.
Попросите малыша прочитать слоги про себя, затем повторить их вслух. Можно также попросить его слегка шевелить губами при чтении, чтобы вы смогли угадать, что он прочёл. Иногда ошибайтесь, чтобы он вас поправлял.
4. Чтение «осмысленных» слогов.
Придавайте слогам смысл, будто словам. Читайте ребёнку предложения, в которых есть слова-слоги. Используйте звукоподражания и усечённые слова. Помещайте их в конец предложения, тогда прочитать их поможет смысловая догадка. Затем помещайте слоги в начало и середину предложения, чтобы ребёнок читал внимательнее.
Примеры предложений:
Я и ты — это МЫ. Мальчик зовёт бабушку: «БА». Змея шипит: «Шу!» МА — так кто-то зовёт маму. «ЛА-ЛА-ЛА», — так поёт девочка. «ДА», — ответил мальчик. Девочка сказала: «НА!» — и дала собачке косточку. Корабль плывёт ПО морю.
Чтобы обучение было эффективным, ребёнку оно должно нравиться. Так как ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте — игры, добавьте их в процесс обучения.
Примеры игр
- Покажите ребёнку букву О и попросите найти её среди четырёх-пяти похожих: С, Ф, Э, Ю. Букву называть не надо, надо просто показать её. Можно выполнять задание на скорость.
- То же самое делайте с буквами, отличающимися расположением частей в пространстве: Е и Ш, Э и С. Пишите их правильно и зеркально или вверх ногами. Попросите ребёнка показать правильные изображения.
- Слегка заштрихуйте буквы и попросите малыша показать нужную, смотря на образец.
- Нарисуйте несколько букв друг на друге и попросите ребёнка опознать, какие из них он видит на рисунке.
- Научите малыша дорисовывать буквы: Г можно превратить в П, Н — в П. Сначала он изменяет букву, смотря на образец, потом по памяти.
При выполнении заданий называйте буквы сами, не требуйте этого от ребёнка. Пока он не запомнил буквы глазами, нет смыла соотносить их со звуками.
Какие методики обучения существуют
Существует много действенных методик, помогающих малышу освоить чтение. Рассмотрим самые популярные из них.
Методика «Занять высоту»
Суть в том, чтобы поставить навык чтения на небольшом подмножестве букв. Выберите 3 буквы, например согласные К, Т, П и гласные О, А. Затем с помощью карточек выучите эти буквы, доведите до автоматизма, а потом составьте из них слоги: «по», «ка», «та», «то». Начинать лучше с открытых слогов и не брать гласные, которые смягчают согласные.
Когда ребёнок научится их читать, дайте ему короткие слова: пот, ток, кот. Так малыш может научиться читать даже за один день. Будучи в восторге от своих достижений, в дальнейшем он будет с радостью учить все остальные буквы. Обязательно подкрепите его старания положительной мотивацией, сказав: «Смотри, как всё легко! Буковок осталось 25–30 штук. Ты их выучишь и будешь так же прекрасно читать».
Главная задача родителей — не гнаться за быстрым результатом, особенно на этапе чтения открытых слогов, а постепенно усложнять задачу: переходить к слогам только тогда, когда малыш идеально знает все звуки. Когда он поймёт, как произносятся слоги, берите короткие слова. А когда уже и они будут даваться ребёнку легко, переходите к чтению несложных предложений.
Кубики ЗайцеваДанная методика помогает ребёнку освоить и буквы, и слоги, а также понять, в чём различие гласных и согласных, глухих и звонких звуков. Отличительная особенность методики — 52 кубика разных цветов и размеров, на каждом из которых изображены сочетания согласной и гласной буквы. На больших кубиках изображены твёрдые сочетания, на маленьких — мягкие. Вам необходимо самостоятельно пропевать эти сочетания, чтобы ребёнок лучше их запоминал. Так занятия будут проходить быстрее и эффективнее.
Карточки Домана
Этот метод помогает ребёнку запоминать слова целиком: от простых (мама, папа) до сложных (арбуз, яблоко). Для начала покажите ребёнку первые 15 карточек с простыми словами и проговорите их. Затем попросите повторить. Когда он освоит карточки, можно переходить к составлению словосочетаний. Плюс этой методики в том, что она не только помогает запоминать много слов, но и хорошо развивает память.
Методика Марии Монтессори
Суть методики в том, что ребёнку необходимо сначала нарисовать букву и только потом произнести её. Вырежьте буквы и наклейте их на картонные таблички. Затем попросите ребёнка пальцем обвести их контур и назвать звук. После того как малыш выучит согласные и гласные звуки, можно переходить к словам и несложным фразам. Таким образом он не только научиться читать, но и будет развивать мелкую моторику и логику.
Методика Ольги Соболевой
Данная методика рассчитана на детей 5–5,5 лет. В этом возрасте дети уже умеют удерживать внимание на строчке текста. Суть метода в том, чтобы малыш запоминал буквы с помощью стихотворений, рисунков или лепки. Важно учитывать, как вашему ребёнку легче воспринимать информацию: визуально, аудиально или кинестетически. Плюс в том, что вместе с обучением чтению у ребёнка развивается фантазия, память и внимание.
В дошкольном возрасте самый эффективный способ обучения — игра, а не обычные занятия, на которых родитель выступает в роли строгого учителя. Любознательность ребёнка — ваш главный помощник в обучении. Превратив занятия в игры и сделав их постоянными, вы добьётесь нужного результата.
Хотите узнать больше о том, как привить ребёнку любовь к чтению, чтобы он учился с желанием и интересом? Тогда приходите на бесплатный вебинар. На нём мы расскажем, как сделать так, чтобы ваш ребёнок:
- научился читать быстрее в 1,5–2 раза и понимать прочитанное;
- улучшил память, внимание и мыслительные навыки;
- повысил успеваемость в школе;
- загорелся любовью к чтению.
А вы бы больше не переживали за оценки и могли вечером отдохнуть от работы, а не сидеть допоздна над уроками. Берите с собой детей — для них мы подготовили увлекательные упражнения на память и внимание. Чтобы зарегистрироваться на занятие, жмите на кнопку ниже: