7 и 8 декабря онлайн и очно прошла международная конференция по новым технологиям в образовании — EdCrunch Glocal. В этом году мы приняли участие в качестве спикера и рассказали, почему внедрение технологий ускоренного обучения must have для современного школьного образования.
Во время кейс-сессии «Опыт внедрения технологий ускоренного обучения в школы» Александр Згода, генеральный директор Advance, рассказал, как верно выстраивать образовательную траекторию, какие навыки необходимо развивать и почему у некоторых школ не получается внедрить технологии эффективного обучения. «Курсы — это не „волшебная таблетка“. Они дают набор инструментов, с которыми нужно работать. А к этому готовы не все». Александр сравнил процесс обучения с домом: «Если фундамент слабый, дом рушится. Это приводит к выгоранию и неэффективности».
Главной проблемой сегодня по-прежнему остаётся рост объёмов информации и отсутствие навыков работы с ней, в том числе и у учеников школ. Ориентироваться в информационном потоке и успешно обучаться сможет тот, кто владеет инструментами, умеет прикладывать когнитивные усилия и выстраивать персональную траекторию обучения. Модель обучения, используемая в большинстве школ, не даёт ученикам подобных навыков. Уделяя больше внимания нейродинамике и тренировке базовых психических функций (памяти, вниманию и воображению), школа может уйти от привычной модели и перестроиться под новые запросы.
С 2017 года Advance помогает учебным заведениям реализовать эту возможность, внедряя свой курс «Учись учиться» в школы России: от Санкт-Петербурга до Камчатки. Также центр работает с учителями и вузами. В результате работы за последние 4 года:
- 1 школа вошла в топ-10 школ Московской области (Химкинский лицей);
- 56 школ и 2 вуза стали участниками проекта «Учись учиться»;
- 385 учителей прошли обучение и обучаются сейчас;
- 8379 детей прошли обучение и обучаются сейчас;
- в работе 1 пилотный регион (г. Сургут Ханты-Мансийского автономного округа).
За время существования проекта команда центра вывела 3 принципа сотрудничества со школами:
- Добровольность и отсутствие административного давления, проект продвигается за счёт результатов его участников.
- Комплексная работа с администрацией, учителями, детьми и родителями. Несмотря на все плюсы курса «Учись учиться», системный результат возможен только при командной работе.
- Безвозмездность как инструмент преодоления бюрократических барьеров: мы работаем со школами-участниками на некоммерческой основе, без конкурсов и отборов.
Как правило, интеграция занимает 160–200 академических часов, или 1 учебный год. Главная особенность проекта состоит в том, что обучение педагогов и детей по программе курса «Учись учиться» дополнительное, то есть проходит без изменения академического плана и часов по предметам. Это добровольный, осознанный выбор и слаженная работа руководства, педсостава, учеников и их родителей.
Несмотря на преимущественно успешную практику внедрения, есть школы, которые вышли из проекта, даже не приступив к нему. Этому есть несколько закономерных причин. Основная трудность — отсутствие «волшебной таблетки». Каждому участнику проекта нужно сделать упорные систематические тренировки частью своей реальности. Чтобы методики работали, их необходимо адаптировать и внедрять в школьную программу. Многим учебным заведениям требуется больше времени, нужно «созреть», увидев пример других школ, оценить их успехи.
Однако опыт десятков школ, с которыми мы продуктивно работаем, говорит о том, что достойные результаты достижимы для каждой школы, которая готова приложить усилия ради качественных изменений.