Содержание
Неправильные глаголы: как их выучить?
Если вы твёрдо решили заговорить на английском языке, а не просто выучить пару десятков слов и грамматических конструкций, вам так или иначе придётся столкнуться с ними — неправильными глаголами. Те, кто уже имел дело с английским в школе, скорее всего, сразу начнут ёжиться при одном только воспоминании о них. Учителя заставляли зубрить эти три формы от урока к уроку и говорили: «Просто берёшь и выучиваешь», словно запомнить значения и формы этих глаголов — сущий пустяк. В этой статье мы разберёмся, откуда взялись неправильные глаголы и какими ещё способами их можно запомнить.
Как появились неправильные глаголы
Неправильные глаголы в современном английском языке являются прямыми потомками своих предков из древнеанглийского. А почти все из остальных — подчиняющиеся правилам (спрягающиеся с добавлением -ed в простом прошедшем времени и причастии II типа) — являются заимствованиями из других европейских языков. Например, правильный глагол to arrive (arrived в простом прошедшем времени Past Simple) был заимствован из французского (точнее, его прародителя) в начале XII века со значением «добраться до суши, закончить путешествие по морю», которое со временем преобразовалось в «приехать». А если рассмотреть этимологию какого-нибудь неправильного глагола, например to run (run, ran, run), можно проследить цепочку преобразований, которые ему пришлось претерпеть прежде, чем он приобрёл свою современную форму. Изначально это был древнеанглийский глагол rinnan, irnan или ærnan в другом варианте.
Сегодня неправильные глаголы — свидетельство того, как происходило спряжение глаголов в древние времена. Именно эти глаголы сохранили его практически в оригинальной форме, несмотря на нововведения, обусловленные различными событиями: историческими (Нормандское завоевание в 1066 году; переселение людей с материка), языковыми («великий сдвиг гласных», проходивший в XIV–XVI веках во многих европейский языках; латинизация). Иными словами, неправильные глаголы — это ниточка к тому самому настоящему английскому, на котором говорили более тысячи лет назад.
Группы неправильных глаголов
Если внимательно присмотреться, то легко заметить, что неправильные глаголы английского языка можно разделить на группы с похожим спряжением. Например, speak — spoke — spoken, break — broke — broken или cut — cut — cut, set — set — set. Таким образом, мы получаем три типа неправильных глаголов:
- все три формы одинаковые;
- две одинаковые (первая и третья или вторая и третья);
- все три разные.
Это ещё одна отсылка к германским глаголам, от которых произошли эти самые неправильные: раньше было несколько групп сильных и слабых глаголов, имевших своё спряжение, сохранившееся до сегодняшнего дня благодаря частоте употребления.
Первое правило, которого стоит придерживаться, — это запоминание неправильных глаголов именно в группах, а не просто по списку в алфавитном порядке. А для того, чтобы процесс запоминания был лёгким, стоит воспользоваться мнемотехникой: помимо использования ярких образов для запоминания значения глагола, применяйте метод лоций, чтобы привязать глаголы к их группе. Как это сделать? Очень просто! Когда представляете образ, поместите его в определённое место в вашем воображении. Например, если вы учите группу глаголов, в спряжении которых меняется корневая гласная, как во второй форме (run — ran — run), представьте, что действия глагола в вашем образе происходят на вершине горы, в космосе или даже у вас в коридоре.
Для запоминания значения образа мы рекомендуем пользоваться фонетическим кодированием. Сначала представьте ассоциацию, которая возникает у вас, когда вы слышите глагол на английском языке, а затем привяжите её к образу, возникающему в воображении, когда вы слышите этот глагол на русском. То есть буквально нужно представлять само действие.
Чтобы научиться этой технике, проще самостоятельно попробовать запомнить пять глаголов с одинаковой второй и третьей формой. Для этого мы будем использовать лоцию пляжа. Начнём с запоминания непосредственно значения глагола, а потом уже перейдём к его формам.
- Сгибать — bend. Само слово на английском языке похоже на «бандану». Представьте бандану, которую сгибают на пляже. Чтобы запомнить звучание, три раза произнесите слово на английском языке: bend, bend, bend.
- Строить — build. Звучание глагола похоже на слово «бидон». Представьте бидон, который занимается строительством на пляже, и повторите: build, build, build.
- Мечтать — dream. Похоже на слово «дрифт». Представьте, что мечта всей вашей жизни — дрифт на пляже. Затем повторите: dream, dream, dream.
- Покидать — leave. Слово похоже на «ливень» или «сливу». Представьте ливень из слив на пляже и повторите вслух: leave, leave, leave.
- Терять — lose. Похоже на русское слово «лужа». Представьте лужу на пляже, в которой постоянно что-то теряется, и трижды повторите на английском: lose, lose, lose.
Теперь самое время перейти к формам этих глаголов. А чтобы их запомнить, мы добавим ещё несколько образов.
- Формы глагола «сгибать» выглядят так: bend — bent — bent [bɛnd bɛnt bɛnt]. Первая форма была «банданой», а вторую закодируем как «бант». Вот что получится, когда мы объединим все образы: на пляже бандану сгибаем в бант. После того как вы это представили, постарайтесь удержать картинку в голове и произнесите вслух все три формы: bend, bent, bent. Обратите внимание, что у первой формы звук [d] не оглушается, так же будет и со следующими глаголами.
- Формы глагола «строить» выглядят так: build — built — built [bɪld bɪlt bɪlt]. Вторую форму — built — закодируем через слово «билет», а затем объединим все образы. Представим, что на пляже бидон строит замок из билетов, и произнесём вслух все три формы: build, built, built.
- Формы глагола «мечтать»: dream — dreamt — dreamt [driːm drɛmt drɛmt]. Dreamt закодируем через слово «дрель» и объединим с другим образом: представьте на пляже дрифт дрели, о которой вы мечтали всю жизнь. Удержите картинку в голове и произнесите вслух все три формы: dream, dreamt, dreamt.
- Формы глагола «покидать»: leave — left — left [liːv lɛft lɛft]. Вторую форму — left — закодируем через слово «лев» и объединим образы. Представьте, что на пляже под ливнем из слив стоит недовольный лев. Произнесите вслух все три формы: leave, left, left.
- Последний глагол в блоке — «терять»: lose — lost— lost [luːz lɒst lɒst]. Форму lost закодируем с помощью слова «лось» и объединим с первым образом. Получается, что на пляже в луже стоит потерявшийся лось. Удержите картинку в голове и произнесите вслух все три формы: lose, lost, lost.
После того как вы загрузили глаголы в память, наступает самый важный момент — повторение. Именно при повторении вы сохраняете информацию, удерживая её в активном запасе. Как часто это делать? Желательно каждый день на протяжении недели, а в первый день, когда вы только запомнили значения и формы, лучше вспомнить их несколько раз. Помимо этого полезно будет придумывать отдельные предложения в простом прошедшем времени Past Simple с этими глаголами или даже целую историю. В идеале — придумать смешную историю, которая вам запомнится и поможет ещё лучше закрепить знания.
А для тех, кто не хочет останавливаться на этих пяти глаголах, у нас есть целый курс, посвящённый запоминанию неправильных глаголов. Пройдя по ссылке, вы сможете выучить более 150 самых популярных неправильных глаголов за 2 часа.