Как полюбить предмет в школе? Как изучать нелюбимый предмет?

Как вызвать интерес к нелюбимому предмету

1 октября 2020
6517
3 мин.

Процесс обучения неотделим от вопроса мотивации. Основатель центра образовательных технологий Advance и автор книги “Энциклопедия детской мотивации” Николай Ягодкин помог 7days разобраться, откуда у ребенка появляются нелюбимые предметы, и что с этим делать обеспокоенным родителям.

Колесо мотивации

Есть 3 вида мотивации – процессная, мотивация подкрепления и достижения. Больше всего у детей работает именно процессная, а также мотивация подкрепления. Когда у ребенка что-то получается, то его хвалят родители, в школе ставят хорошие оценки, и сам себя он чувствует замечательно – это и есть подкрепления. Отсюда у него появляется энергия, и он готов свернуть горы. Это и есть колесо мотивации (пока крутится – ребенку все нравится).

Взрослые работают на логике, воле и понимают, ради чего прикладывают усилия. Ребенку интересно то, что получается и где больше подкреплений. Если вдруг перестает получаться – включается обесценивание. Предмет либо нравится, либо обесценен – дети, обычно, не говорят “Да, английский очень нужный и важный предмет для меня, но, к сожалению, я не настолько умен, чтобы освоить его”. Они говорят: “Да кому этот английский нужен? – Я и без него проживу”. Когда есть негатив, колесо мотивации работает в обратную сторону, догоняя ребенка и ”катаясь” по нему.

Причины ненависти к предмету: пробелы в материале, неготовность психических процессов (например, память, внимание, мышление), и непонимание с педагогом. Что же со всем этим делать?

Проведите “перезапуск” предмета

Как вызвать интерес к нелюбимому предмету - изображение

Можно заниматься самим или пригласить репетитора. Самое важное – правильно поставить ему задачу. Нужно заниматься не текущей успеваемостью, а начинать с самого раннего учебника по предмету. Если подтягивать только проблемную тему, это окончательно убедит ребенка в том, что ему с математикой, например, не по пути. На контрольной всплывут темы, которые он пропустил раньше. Т.е.ему объяснили, а он получает 2 или 3.

Предыдущий же материал ребенку знаком и рассчитан на младший возраст, и нет негатива к текущим темам. Простота и разгон закрутят колесо мотивации в правильную сторону. Подобраться к текущему классу вы сможете незаметно и быстро. Играючи вы преодолеете проблемную тему, и ребенку начнет нравиться. Вот увидите: математика и биология окажутся не такими уж и сложными.

Если ребенку настолько отвратителен предмет, что он не хочет даже брать в руки учебник, начинать можно с интересных статей или искать нужность этого предмета в быту. Как мотивировать ребенка учиться и выстраивать с ним доверительные отношения, вы узнаете, прочитав нашу книгу, в которой подробно прописаны все принципы и алгоритмы. 99% пап и мам найдут там ответы на свои вопросы, многое узнают о собственных детях и самих себе.

Создайте “сито”

Если ребенок идет на урок и что-то не понимает, нужно не только устранять пробелы, но изучить параграфы, основные термины и факты из этой темы. Чем больше информации наберет ребенок, тем мельче будет его информационное сито, следовательно, тем больше новых данных будет в нем задерживаться и усваиваться.

Поменяйте преподавателя

Если такое возможно, то необходимо попробовать. Если нет, то наймите репетитора или запишите его на курсы, где преподает человек “с горящими глазами”. Если есть тот, кто отбил желание заниматься, то найдется и способный привить любовь к предмету.

Не скупитесь на похвалу

Когда вы разобрались с процессом, создали сито и устранили пробелы – есть успехи, а значит пришло время позитивных подкреплений. Покажите ребенку, что вам интересен предмет, спрашивайте о нем, просите пересказать, что было на уроке. И, конечно, хвалите – это ускоряет колесо мотивации. Вы – важная фигура в жизни ребенка.

“Свяжите” предмет с личными целями ребенка

Сработает, если ребенок уже может учиться, но еще не хочет. Единственная оговорка – цели должны быть актуальными прямо сейчас. До 12 лет такой метод не работает.

Один мой приятель нормально учился, но с химией у него не сложилось. Он хотел стать юристом, поэтому считал, что химия – последний предмет, который пригодится ему в работе. Помог разговор с отцом, который объяснил, что можно быть просто хорошим юристом, а можно иметь конкурентное преимущество при заходе в самую денежную область – нефтегазовую. Нужно разбираться не только в судебных процессах, но в сырье, технологиях производства, экологии. В результате химию ребенок подтянул.

Заключите договор

Когда процесс запущен, привить желание поможет договор. Не только подкреплениями, но и достижением. Ваша задача – четко проговорить, чего вы хотите от ребенка, и, главное, что он за это получит (не ремня, а что-то полезное для него). Результат должен быть выгодным для обеих сторон! Обманывать ребенка нельзя, иначе он больше вам не поверит, и вы навсегда потеряете инструмент договора. Договор – тонкая грань, о чем мы напишем отдельную статью. Например, просто платить за оценки – действенно, но влечет много побочных последствий. Поэтому будьте осторожны и честны с детьми.

Помните: ваш ребенок может разобраться со всеми предметами и быть успешным. Нужно лишь выбрать правильную стратегию.

Нет времени читать? Заберите к себе и прочтите позже:

Мы используем файлы cookie. Вы не против?