Расписание

Математика – это навыковый предмет, поэтому результат зависит не столько от знаний, сколько от их применения. Она развивает абстрактное мышление и логику, а также основа всех точных наук и обязательный экзамен в школе. Как ни крути, математика важна для всех. Это один из главных и самых объемных предметов, который идет нон-стопом с 1 по 11 класс. О принципах и современных хитростях изучения математики порталу 7days.ru рассказал основатель центра образовательных технологий Advance Николай Ягодкин.

Тренируйте высокую скорость

Как ни парадоксально, чтобы чему-то научиться (“поставить” навык, добиться успехов в спорте), нужно делать. Но не просто делать, а делать много и очень быстро, в итоге доведя до автоматизма. Однако в отличие от спорта, в интеллектуальной подготовке усталость – это не плюс. Научите ребенка решать примеры маленькими забегами на очень высокой скорости, а как только он начал уставать или делать ошибки, пусть срочно меняет деятельность. При такой тренировке он сможет решать примеры быстрее, а его математические марш-броски станут длиннее. Например, когда я был репетитором, мои ученики за одно занятие “делали” от 200 до 600 примеров по математике.

Не тратьте время на переписывание

Помните: мы тренируем голову, а не руку. Чистописание закончилось в начальной школе, однако переписывание все еще занимает 90% времени на уроке. Ребенок за секунду угадывает тип примера и 15 секунд переписывает его. За секунду он понимает, что нужно раскрыть скобки, и… переписывает (а нужно максимально решать устно). Конечно, в школе требуют – значит ребенок все запишет, но в уме решит в 10 раз больше. Для этого пусть делает пометки в задачнике/учебнике – пишет ответ карандашом, если можно, а если нет – кладет рядом лист и записывает на нем ответ, не переписывая пример.

Доводите каждый уровень до автоматизма

Это непреложный закон. Сначала нужно довести до автоматизма текущий уровень, а только потом идти дальше. Если следующий уровень получается медленнее, значит не доработан предыдущий! Не тешьте себя иллюзиями, что это все из-за сложности задачи – задания любой сложности должны решаться быстро. Часто получается, что при сложном материале внимание тратится на более простые вещи – на переписывание, на вспоминание формул, на сам счет, на промежуточные вычисления, которые не автоматизированы на прошлом этапе.

Практикуйте устный счет

Устный счет очень полезное упражнение, которое приучает делать любые задачи устно (сначала мы считаем 5+7, потом 45+38 потом слагаемых/множителей уже 3 или 4 и т.д.). Мы развиваем оперативную память, делая минимальное количество пометок, а также устный счет приучает нас решать быстро и много. На нем ставится и скорость, выносливость, и тренируются психические процессы.

Пользуйтесь карточками

Учить формулы, термины, теорию удобно по карточкам. Это отличный инструмент, позволяющий запоминать любую фактическую информацию: иностранные слова, химические элементы, даты истории. О том, как учить таблицу умножения, я уже рассказывал в этой статье. Чтобы было проще, используйте разноцветные текстовыделители. Так мозг будет лучше ориентироваться в потоке информации.

Тренируйте все формулы и задания изолированно

Ребенку понадобится очень много заданий (не 10-15 из учебника, а сотни). Берите задачники, выделяйте нужную сложность, и ребенок научится очень быстро решать все варианты. Этот способ подходит для подготовки к ЕГЭ (часть С). Не распыляйтесь на множество задач. То, что уже отработано, тренировать не надо. Цель сложного задания – свести решение к простой задаче – уже отработанному уровню. Например, сложное уравнение нужно свести к квадратному уравнению, которое отработали на предыдущем уровне. При этом решать его до конца не надо!

Как выстроить плодотворное занятие?

Для начала “разгонитесь” на устном счете 5 минут (используйте разные действия – сложение, умножение, деление, вычитание). Дальше – летучка на повторение (для этого “возьмите” задания из всех тем пройденной школьной программы и пусть ребенок решает их 5-10 минут). Я обычно давал 100 заданий на 10 минут, и многие справлялись (это 6 секунд на задание по всем темам математики). Вы получаете 100% гарантию того, что ребенок закрепляет и потом помнит все темы. Далее пусть ребенок повторит карточки с теорией и формулами (обычно 1 минута), а потом – сотнями решает задачи устно (200-300-500 штук). Все это решается маленькими “забегами”, меняясь то теорией, то отдыхом. Закончить занятие нужно знакомством с новой темой (при этом углубляться не нужно). Пусть ребенок сделает карточки и выучит их до следующего занятия. На урок он придет не “нулевым”, а будет знать формулы и тему частично. Потом быстро “пройдитесь” по теории – вот теперь ребенок достроил картину и все понимает. Таким образом, я рекомендую параллельно вести много тем (от 2 до 5).

Другие лайфхаки

Меняйте режим каждые 1-3 минуты: теория, формулы, устный счет, летучка, сложные примеры, другая тема и т.д. Формулы учите заранее. В школе приучают учить их при тренировке решения – и это неправильно. Тренироваться надо, уже зная формулы.

Наращивайте интенсивность самих “забегов”, длительность занятий и количество решенных примеров постепенно – все, как в спорте (начинаем с 1 отжимания, заканчиваем 30). Не на первом занятии я добиваюсь, чтоб дети делали по 500 примеров и больше. Разумеется, мы начинаем с 100-200 простых, а потом и без разгона устным счетом легко решаем по 500.

Пусть ребенок устно прорешивает то, что уже прорешал (со сложными примерами это обязательно). Если вдруг падает скорость – остановитесь (а лучше успеть до этого момента). В следующий раз делайте “забег” меньше по времени, потому что лучше сделать 10 раз по 2 минуты, чем 2 раза по 3 минуты.

Если несколько секунд ребенок смотрит на пример и не знает, как его решить – пусть поставит точку и пропустит. Наша задача – наращивать скорость, а не упираться рогом, как известное парнокопытное. Если во время второго прохода (медленнее) ребенок все равно не может решить пример, пусть выделит его маркером и спросит у учителя. На экзамене работает тот же самый алгоритм: пробегаем глазами (смотрим, что решается, что нет). Затем решаем самое простое, а что не решилось в первый проход, решаем во второй. В оставшееся время нужно переписать работу на чистовик и решать сложные задачи (когда все уже переписано). Если что-то идет сложно, медленно и непонятно, то нужно вернуться на этап назад (к более простым задачам по этой теме).

^