Расписание

Научите ребенка управлять своими делами по методу SCRUM

Да, да… Это не бред и не опечатка. Казалось бы, не все опытные менеджеры с этим хорошо справляются, учитывая, что подход для наших компаний сравнительно новый. Однако дети все новшества воспринимают более открыто и инициативно.

Такая методика позволит вашему ребенку научиться самоорганизации и ответственности, планированию времени и контролю собственного дня (а значит и собственной жизни). Больше не придется по 10 раз за вечер напоминать об уборке в комнате или домашке по математике. Все члены семьи сохранят свое время и нервы.

Мы часто говорим, что мотивацией ребенка управляет процесс. Он должен быть интересным. Тут дело за вами. “Посади среди дворцов 40 розовых кустов, и, пока не подрастут, подметай дорожки тут”… Поставьте себя на место ребенка. Что он будет делать с большей охотой – слепо исполнять ваши “ценные указания” с ультимативным подтекстом или следовать своему плану? Пока ребенок воспринимает свои дела как ваши приказы, он будет лениться и умело саботировать свое участие. Кроме того, выбранная модель поведения скажется и в его будущей работе. А вам это надо?

Перейдем к самой системе SCRUM и ее базовым установкам.

Стикеры с задачами

Это гибкая и мобильная система, позволяющая в любое время дополнить, отменить, поменять местами задачи или исполнителя, чего не скажешь о списке. Для начала можно собрать все стикеры-задачи, а потом продумать, в каком порядке их выполнять. Дети оценят такой простор для движения и ваше доверие!

SCRUM-доска

Это тот пульт управления, который запускает всю систему. Задачи собраны и проранжированы здесь. Стикеры “путешествуют” по колонкам, в зависимости от состояния готовности. Это позволяет держать на виду и в голове только те дела, которые находятся в работе.

Вот как устроены колонки:

“Бэклог”

Здесь находятся несрочные задачи – те, которые обязательно нужно сделать, когда будет позволять время. Сюда можно включать планы и идеи, например, сходить на премьеру нового фильма. Так будет проще спланировать выходные.

“Надо”

Это уже более конкретные дела, которые должны быть выполнены на этой неделе. Они возникают, когда задачи из бэклога дождались своего часа или напрямую (например, домашка). Стикеры клеятся сюда вечером воскресенья, а также в течение недели.

“Делать”

Тут все просто – это дела на сегодня. Задачи здесь оказываются напрямую либо перемещаются из колонки “Надо”, когда до них доходит очередь (обычно, накануне вечером). Дела по дому также относятся сюда.

“Проверка”

Это колонка, отделяющая ребенка от радости за результат, но без нее никак. Позвольте ему самому перемещать законченные дела. Потом, в зависимости от вашего подтверждения, стикеры попадают в “Готово” или возвращаются в работу (в колонку “Делать”).

“Готово”

Здесь оказываются сделанные задачи. Это финальная стадия “жизни” стикера. Старайтесь, чтобы ребенок не филонил, и дела, попадающие сюда, были действительно готовыми!

Если у вас есть постоянные задачи (например, пропылесосить ковер), то под них можно приспособить магнитные стикеры.

Не пренебрегайте собственным примером – купите стикеры своего цвета для всех домочадцев. SCRUM-доска – удобный инструмент для планирования и отслеживания ваших дел (например, по дому). Так ребенок увидит, что правила одни для всех.

Теперь, собственно, про планирование. Оно бывает ежедневное (желательно, каждый вечер) и еженедельное (в воскресенье вечером). SCRUM-доска будет полезной только если работать с ней регулярно и по правилам. Иной вариант породит хаос. Чтобы его избежать, проводите небольшую “планерку” каждый вечер и в конце недели.

Ежедневная планерка

Это 5-10 минутная оценка продуктивности дня. Просмотрите все колонки вместе с ребенком. Если все задачи выполнены – есть, чем гордиться. Если нет – есть, к чему стремиться. Если ваш ребенок не справился, не спешите развешивать ярлыки – обсудите, что пошло не так, почему, и как это исправить завтра. Отдельное внимание уделите колонке “Надо” – пусть ребенок возьмет в работу новые дела на завтра.

Еженедельная планерка

Не бойтесь, на нее вы потратите минут 10-15.

Начните с колонки “Готово”. Подведите итоги и обязательно отметьте успехи ребенка. Потом очистите ее от всех стикеров. В колонке “Надо” должны появиться новые задачи (в идеале – из “Бэклога”, календарей, школьного расписания и любых других источников).

При планировании не берите на себя явно ведущую роль, вы ведь хотите научить ребенка расставлять приоритеты и строить график, а не управлять им, как куклой. Задавайте вопросы и находите решения сообща.

Обязательные правила

Есть так называемые универсальные правила, но, в любом случае, ориентируйтесь на конкретную обстановку в вашей семье.

  1. Не через 5 минут и не “когда я доиграю/досмотрю”. Вы не должны постоянно отслеживать дела ребенка и без конца напоминать. Он научится сам – так помогите ему! Получив задание, ребенок распределяет его в соответствующую колонку. Срочные дела, например, положить ключи на место, выполнить сразу быстрее, чем планировать, поэтому тратить стикер не обязательно.

  2. Создайте список повторяющихся обязанностей, которые ребенок будет контролировать

Например, те домашние поручения, которые даете ребенку каждый день (помыть лапы собаке, загрузить посудомоечную машину, сходить в магазин за продуктами и т.д.) Но не переусердствуйте! Помните, ребенок не Золушка, и делает все это ради того, чтобы его день стал лучше. Эти задачи не должны занимать полвечера, полностью лишая его свободного времени. Если вам нужна помощь, то договоритесь о том, что, вернувшись из школы, он, например, выполняет 3 ваших “секретных поручения”. Такие внеплановые задачи не должны быть большими.

  1. Свободное время – после всех остальных дел

Каждый ребенок хочет распоряжаться своим свободным временем, будь то футбол во дворе с друзьями или компьютерные игры. Эти дела также требуют уважения, поэтому есть смысл посвятить им отдельный стикер, но только после основного списка дел.

Помните, ваша цель, чтобы на это дело тоже хватало времени, ведь иначе – это бессмысленно. Так ребенок сам будет ответственен за планирование задач и принятие важных для него решений. Позволяйте ребенку самому ставить задачи – не “душите” инициативу.

Выполняя все эти нехитрые правила, вы не только научите ребенка самостоятельности, но и сэкономите много времени для совместного отдыха.

^