Как выбрать репетитора

Решили, что ребенку нужен репетитор, но не знаете, какому специалисту отдать предпочтение? Разобраться и сделать правильный выбор поможет основатель центра образовательных технологий Advance Николай Ягодкин. В своей статье для 7days.ru он рассказал, как обезопасить ребенка от многолетних, но безрезультатных занятий. Просто нужно задавать репетиторам правильные вопросы: 

В этой статье мы разберем, чем может помочь и навредить репетитор, а также, как правильно выбрать такого специалиста. Для начала поясню, что у вас, у родителей, есть цель, которую нужно обязательно донести до репетитора. Если он работает бесцельно, то выполняет одну цель – свою, а именно: обеспечить себя на социально-приемлемом экономическом уровне (а вы его обслуживаете). 

Какие бывают цели

Есть самые простые цели, на которых, к сожалению, зацикливается большинство родителей – это тактические школьные цели. Например, не получить двойку за “домашку” по русскому языку, сдать контрольную в четверг, учиться без троек в четвертях и в году, ну и, конечно, чтобы не было стыдно на родительском собрании. 

Есть цель полустратегическая – это сдача ЕГЭ, потому что от результата зависит дальнейшее образование детей. 

А есть цели стратегические – они влияют на дальнейшую успешность ребенка. К ним относятся: любовь к обучению (не отвращение), умение учиться самостоятельно и понимание ценности обучения как средства достижения целей (например, дети не понимают, что играть на компьютере можно хоть целый день, стоит только делать домашнее задание быстрее. Остальное время можно будет потратить, как хочешь). Ребенок должен понимать ценность того, что он делает, и то, что результаты его деятельности влияют на его жизнь. 

Положительное влияние репетитора

Репетитора часто приглашают, когда ребенок отстает по школьной программе. Это происходит по 2 причинам. Первая – пробелы в школьном материале. Их нужно устранять. Хороший специалист как раз этим и должен заниматься – подготовить ребенка к восприятию новой информации (“закрыв” все что было непонятно, пропущено, забыто), а не делать с ним текущее домашнее задание. 

Вторая причина – неготовность психических процессов воспринимать информацию в школе на нужной скорости, удерживать внимание, решать задачи и т.д. Эта проблема ни школой ни репетитором не решается – в педагогических вузах этому не учат. В итоге ребенок дальше не участвует в образовательном процессе, демотивируется, обесценивает саму учебу, а сложность от класса к классу увеличивается. Это можно исправить лишь целенаправленным изолированным тренингом психических процессов, что мы делаем на курсе “Учись учиться”

Бывает, что у ребенка нормальные психические процессы и нет пробелов в прошлом материале, но математика, например, идет очень туго (ну сложно и все тут). В данном случае репетитор может помочь, применив одну тактическую хитрость, а именно проходить предмет немножко вперед (брать скелет новой темы, учить на карточках основные термины, классификации, понятия, объяснять самые сложные моменты). Иными словами, репетитор подготавливает ребенка к восприятию нового материала. Такие случаи редки, но встречаются. Репетитор может показать, что предмет, на самом деле, легкий и вернуть мотивацию.

Также репетитор может подготовить к ЕГЭ на высокий балл, не обращая внимание на средний уровень класса (определенная скорость и сложность). Если вам нужен МГУ, то репетитор не помешает. 

Отрицательное влияние репетитора

Негативные влияния, к сожалению, более часты. Начнем с того, что педагогическое образование репетиторы получают (если получают вообще) то же самое (в том же вузе), что и ваши школьные учителя. Поэтому ждать “чуда” не следует. 

Нельзя забывать, что репетитор – это не только кладезь знаний, но и человек, который хочет есть. Не у всех есть постоянный источник дохода, поэтому он заинтересован заниматься с вами. Если ребенок отстает по какому-то предмету, и репетитор годами с ним занимается, то в дальнейшем будет только хуже. Специалист должен прийти, обозначить сроки исправления ситуации и, соответственно, исправить ее. По итогу ваш ребенок должен самостоятельно понимать материал. 

Постоянные занятия с репетитором приучают ребенка не воспринимать "сложного учителя в школе" и не пытаться делать непонятные домашние задания, ведь придет репетитор и все объяснит понятно. Зачем напрягаться, если с тобой индивидуально все разберут без стресса и усилий? Со временем ребенок разучится сам учиться и понимать даже легкий материал. Если репетитор “хороший”, а занятия все равно постоянные – что-то тут не так! Возможно, у ребенка слишком сложная школа. Если это так, и ребенок к этой школе не готов, то в будущем он получит психические и физические проблемы, а не прочные глубокие знания, как вы ожидаете.. Мотивации к обучению у него и подавно не будет. Ребенок не готов? – поменяйте школу, вы ведь не отправите чадо без шапки в минус 30 по 6 часов разгружать вагоны? Я надеюсь вы поняли, что “долгий” репетитор – это всегда плохой показатель. Либо репетитор делает “не то”, либо это замалчивание проблемы неразвитых психических процессов и неготовности ребенка к текущим нагрузкам. Конечно, есть много хороших добросовестных репетиторов, но есть и те, кто готов годами наживаться на вас, а результат – дело десятое. Поэтому ваша задача – обойти таких “специалистов” стороной. 

Многие скажут, что есть исключение из правила “постоянный репетитор = плохо”, а именно – подготовка к поступлению в топовый вуз. Как известно, такая серьезная тренировка должна начинаться не в 11-м классе и даже не в 10-м. Здесь есть оборотная сторона –  существенный риск навсегда остаться “на костылях” и потерять самостоятельность в обучении, ведь поступление в “серьезный” вуз гарантирует “серьезное” обучение. Большая проблема сегодня – дети, поступившие в вузы по олимпиадам, выдрессированные ежедневными репетиторами на высочайшие баллы, часто отчисляются на первом же курсе. Парадоксально то, что у них есть знания, но нет навыка самостоятельно учиться. Хороший вуз – это хороший уровень. Когда появляется много новых предметов, а репетиторов больше нет, эти самые подготовленные ребята, привыкшие к разжеванному материалу, просто не справляются. 

Что делать?

Самое главное, что вам нужно сделать – это определиться с целью. Она должна быть измеримой, например, достижение желаемого балла на ЕГЭ. Вы же у врача лечитесь не просто, чтобы лечиться? Если это подтягивание успеваемости, то целью может быть “подтянуться” до оценки “5” по биологии, что, опять же, значит необходимость убрать предыдущие пробелы и научить воспринимать материал самостоятельно!

Правильная задача – это чтобы ребенок сам делал домашнее задание и учился в школе. Если он отстал по программе, надо сделать так, чтобы он восстановил свою возможность учиться и дальше занимался без репетитора. По-настоящему хороший результат обучения у репетитора – это обучение без репетитора. Например, в моей репетиторской практике с математикой это получалось.  За 8-12 занятий я мог вывести ребенка на уровень “4”, сдачу непрофильного экзамена или дальнейшего самостоятельного обучения в школе. При этом надо заметить, что занимались мы по 3 часа, столько же дети делали домашнее задание, и я использовал все технологии, которые легли в основу Advance. 

Как оценить репетитора

Когда определились с целью, надо должным образом оценить потенциального помощника для ребенка. Владение предметом вы оценить не сможете – даже диплом о профильном образовании не говорит, о том, что человек обладает знаниями. На самом деле, “5” или “3” на математическом факультете не влияют на уровень владения школьным материалом, ведь вузовское образование шире. В моем случае в вузе не было вообще ни одного занятия по школьному материалу – мы изучали только высшую математику. Педагогическое образование, красный диплом и практика (с его же слов) – чисто формальные признаки. Их наличие еще не гарантирует того, что репетитор сможет помочь ребенку. Поэтому единственная адекватная вещь, которую вы реально можете оценить, это его ответы на ваши вопросы. Этот список мы вам сейчас и дадим. 

Что вы будете делать? 

После того, как вы выяснили формальности (образование, специализация, опыт и т.д.), спросите, а как он будет учить вашего ребенка. Это логичный вопрос, потому что адекватный специалист прекрасно понимает, что он делает. В идеале в ответ он спросит, какая у вас цель. Если такого вопроса не прозвучало, это должно насторожить: либо его программа для всех одинаковая либо он не понимает, что цели могут быть разные. Грамотный репетитор должен уточнить цель, провести тесты, найти пробелы и устранить их, дойти до текущих тем и убедиться в том, что ребенок может нормально учиться сам. При этом к третьему занятию он должен представить план работы и спрогнозировать время, за которое можно добиться результата, учитывая уровень подготовки ребенка и текущую скорость продвижения. Далее репетитор берется за следующую задачу или отпускает ребенка в свободное плавание. 

Спросите про результаты и отзывы

Восторженные отзывы на сайте – это прекрасно, однако обязательно запросите у репетитора численные значения, желательно по вашему случаю. Важно наличие релевантного опыта. Грамотный специалист не будет давать завышенных или заниженных ожиданий. “Если я вас правильно понял, то, скорее всего, ребенок уложится в границы 15-25 занятий. По моему опыту, такие дети укладываются, но мне все равно надо посмотреть скорость его усвоения, реальный уровень, требования школы и т.д.”, – вот грамотный ответ профессионала. 

Сколько времени это займет? 

Если, не видя ребенка, он скажет, что подготовка займет 8 занятий – это повод еще раз насторожиться. Дети разные, скорость у них разная, степень запущенности тоже разная. Показательный случай был в моей репетиторской практике. Мне сказали, что есть девушка, у которой “плохо с математикой”, и надо сделать так, чтобы она сдала на “4” экзамен. Это внятная цель, которую мы с моими учениками часто достигали ранее, поэтому я не стал выяснять подробности. Стандартно на “4” я вытягивал ребенка (без диагнозов) за 8 занятий, но так как девочку я не видел (ее еще не привезли из другого города), то пообещал достичь результата не более, чем за 24 занятия (думая, что трехкратного запаса уж точно хватит). Разумеется, я не справился. Оказалось, что девочка приехала из аула выходить замуж. По возрасту она соответствовала 11 классу, а реально училась 7 лет. По-русски говорила плохо, слова синус и  косинус, дробь и пропорция не знала, про умножение что-то слышала, а складывала и вычитала она на пальцах, потому что “так проще”. 10 занятий мы тренировались, чтобы просто “закрыть” уровень начальной школы, и в результате она сдала ЕГЭ на “3”. 

Репетитор должен протестировать ребенка и дать вам прогноз, понимая значения трех переменных: А – какой ребенок сейчас (например, у него “2” в четверти по биологии), В – к чему мы идем (международная олимпиада или просто “4” в году), и С – скорость движения ребенка. Не зная этого, адекватный репетитор не даст прогноза. 

Не бойтесь попасть в неловкое положение

Все эти вопросы, казалось бы, могут вас поставить в неловкое положение, потому что он профи, у него есть образование, и не вы должны проверять, знает ли он математику, и что он будет делать с ребенком – его дело. Однако если вы нанимаете профи, он может  внятно объяснить и понятно ответить на все вопросы. Это главный навык репетитора – доносить информацию! Если он все знает, но не может сформулировать ответ для вас, поймет ли его ваш ребенок? Настоящий специалист любит свое дело, имеет опыт, примеры и достижения. Он ими делится с удовольствием и должен ими гордиться, он честен и реалистичен, знает, за какое время какая задача решается, не обещает золотых  гор и работает на результат, а не на “домушничество” (постоянное выполнение с ребенком текущего домашнего задания). 

Ответы на вопросы 

Скажу сразу, большинство репетиторов на эти вопросы правильно не ответит. Те, кто отвечает, будут стоить дорого, у таких “звезд” обычно очередь. Отсюда вопрос: как получить оптимальные цена/качество? – Ищите по знакомым, они без обиняков расскажут, помогло или нет.  Или смотрите специализированные сайты, только обязательно ищите отзывы, в которых прописаны результаты! 

“Вот уже 4 года мой сыночек счастливо занимается с этим специалистом, который может найти подход к любому ребенку. С домашним заданием теперь нет проблем, все очень нравится” – плохой отзыв. 

“ За 3 месяца мой “махровый” троечник стал приносить домой по истории четверки и пятерки. Контрольные сдает теперь без проблем на хорошие оценки. Материал, который не выучил за предыдущие годы, теперь от зубов отскакивает, с домашкой тоже сын сам справляется, прекратил меня с женой “дергать” – хороший отзыв. 

“Берите” разных репетиторов для разных целей

Репетиторы могут быть для разных задач. Например, у специалиста высокого уровня можно брать консультации раз в месяц. Чтобы оценить текущий уровень ребенка и построить/скорректировать план по подготовке к ЕГЭ, я рекомендую взять профессионального независимого репетитора (который не будет реализовывать само обучение, но является экспертом в подготовке к ЕГЭ). А заниматься текущими/рутинными задачами (реализовывать план – учить решать квадратные уравнения) может и толковый студент. Этот подход позволит сэкономить финансы. Вы сможете взять больше часов, студенты ориентируются на результат, потому что 10 лет делать “домашку” с вашим ребенком обычно не в их интересах. Они настолько далеко не заглядывают и любят все новое. Кроме того, молодые специалисты обладают актуальными знаниями, ведь недавно сами все это проходили. Только обязательно просите начинающего репетитора давать вам промежуточные результаты и отчет по проделанной работе. 

Черты профессионала

Если репетитор приходит к вам домой и готов ехать на другой конец города и обратно, то стоимость его часа делите на 2 (а то и на 3). Это значит – вы ему переплачиваете. Адекватная цена – это “чистое” время. Когда ребенок сам приходит на дом, это самый дешевый, в расчете на квалифицированного репетитора, вариант. К тому же это дисциплинирует. 

У репетитора должно быть оборудованное место для занятий – это тоже говорит о его профессионализме. На кухне с 3 кошками, свистящим чайником и одной лампочкой, в которой еле-еле теплится жизнь, заниматься не так эффективно. Много отвлекающих факторов. 

Еще одна хорошая черта – честно очертить границы своей применимости. Спросите: “Если ребенку не хватает усидчивости и внимания, а также есть проблемы с памятью, как вы будете это исправлять?” – 95% репетиторов нужным инструментарием не владеют. Этим занимаются педагоги на специализированных тренингах. Если репетитор может честно сказать, что этого он не умеет – тоже хорошая черта. 

Попросите предоставить вам “промежуточные срезы” (например, через 3 занятия показать все выученные формулы, а через 5 занятий – продемонстрировать освоенную тему логарифмов). Так вы можете контролировать результат. 

Что касается цены, вы должны понимать, что это проект и выделить соответствующий бюджет. Выбирая между репетиторами за 5 тысяч и 1 тысячу, помните, что не все упирается в “качество” репетитора. – Ребенку нужно еще и самому освоить/понять/нарешать/сделать. Очевидно, что при бюджете в 10 тысяч рублей лучше взять 10 занятий с “простым” репетитором, нежели надеяться, что профессионал все решит за 2 занятия. Если есть возможность – подбирайте разных репетиторов для разных целей. 

Теперь, когда вы вооружились некоторыми критериями выбора, надеюсь, вы понимаете, что дело не только в знаниях и умении объяснять. Вы знаете,  какие вопросы можно задать репетитору при встрече – именно ответы на них и сработают как “лакмусовая бумажка”. Высокая степень экспертности, участие в международных конференциях  и звание профессора вряд ли пригодятся ребенку на промежуточной контрольной. Кроме адекватных ответов смотрите на промежуточные результаты (через 2/3/5 занятий). Не являясь профессионалом в обучении или предмете, вам стоит иметь “контакт” другого репетитора, чтобы спросить, адекватный ли результат получил ваш ребенок (например, вам говорят, что все неправильные глаголы выучены за 5 лет, а мы в Advance это делаем за 2 вечера…)