Как правильно построить обучение ребенка в школе и дома

Ритм жизни современного человека становится все быстрее. Сегодня это относится не только ко взрослым, но и к детям. Школа и репетиторы, кружки и секции, “художка” и “музыкалка”. Задача родителей: так организовать обучение ребенка, чтобы оставить ему детство и оградить от постоянного стресса. Как это сделать, порталу 7days.ru рассказал Николай Ягодкин, автор книги “Энциклопедия детской мотивации”. 

Обучение в школе

Весь секрет в том, чтобы дать ребенку возможности получать знания. Почему школьникам скучно/трудно/непонятно на уроке? – Потому что у них не получается. Нравится ли вам чувствовать себя неудачником? Ребенку – тем более, ведь любому приятно там, где он успешен. Тогда почему не получается? Возможны 2 основные причины: 

- пробелы в предыдущем материале, и ребенок не понимает новый;

- ребенок не готов воспринимать материал на такой скорости и сложности (часто виной этому – неразвитые психические процессы, а именно память и внимание) .

Школа – тренажер будущей жизни – это надо понимать. Она дает навыки обучения, взаимоотношений с коллективом, учителями и с самим собой. Отношение к обучению закладывается в школьные годы – именно поэтому важно построить его правильно. Задумайтесь: по статистике в России только 2% населения после 25 лет чему-то учатся систематически и целенаправленно. Остальные – только из-под палки. Чтобы ваш ребенок вошел в эти 2%, очень важно “не передавить”. Ориентация на оценки – это особенность русской ментальности. Родители привыкли отслеживать тактические задачи успеваемости (чтобы за четверть по математике была 4). Не дай бог 3 – позор и запятнанная честь семьи, в которой в 7 поколениях никто 3 за четверть не получал. А то, что ребенок возненавидит математику на всю жизнь из-за результата 3-й четверти в 8 классе, – дело второстепенное. 

Обучение дома

Домашнее задание – головная боль детей и родителей. Зачем нужна “домашка”? На самом деле, это важная стратегическая цель получить навык “Делать что-то самостоятельно”. Какими бы блестящими ни были образование и знание, но если ребенок ничего не может сделать сам, то в 2% войти будет очень сложно. Контроль на каждом этапе не поможет, потому что потом будет требоваться постоянно. Если вы не сядете рядом, ребенок ничего не сделает не потому что не хочет, а потому что не умеет.

Когда и как делать домашнее задание? – В этот же день после урока (половину или все). Также приучите ребенка правильно повторять, а именно: 

- после урока (все знания еще голове, и их нужно закрепить, иначе они будут безвозвратно утеряны);

- перед следующим уроком (если актуализировать знания, не будет пробелов на уроке. Ребенок будет помнить, о чем говорили, а новая информация свяжется со старой);

- между уроками в свободное время (так вспомнить материал будет легче).

Научите детей чувствовать время и соотносить его с объемом заданий: ребенок должен понимать, что эти 6 упражнений займут 30 минут, а русский язык еще 15. Если процесс посчитан и спланирован, школьник не будет сидеть над “домашкой” бесконечно. Такая система тренирует важные навыки оценки своих сил и планирования в целом.

Чтобы ребенку было интересно работать, и он видел результат, просите его пересказывать (сначала – то, что было сегодня в школе, потом прочитанный параграф). При пересказе задействуется активное воспроизведение – это лучший способ повторения, который существует. Ребенку нужно выполнить несколько действий: вспомнить, осмыслить и сформулировать. Таким образом задействуются и хорошо развиваются все необходимые для обучения психические процессы

Не бойтесь вводить системы мотивации и премирования (об этом мы напишем отдельную статью). Это можно и нужно делать правильно.

Осваивайте эффективные технологии – с ними даже неинтересные предметы становятся интересными за счет формата, а не за счет содержания. Майнд-карты, работа с карточками, мнемотехника. Это полезно и здорово, особенно когда содержание ребенку не нравится. Если хотите больше узнать о технологиях обучения, мы в образовательном центре Advance с радостью вам поможем.