С какого возраста детям лучше осваивать методики скорочтения?

Скорочтение для детей

Вопрос о том, с какого возраста методики скорочтения полезно осваивать с детьми, имеет, наверное, столько же ответов, сколько существует специалистов по скорочтению.

Кто-то предлагает с самого начала заниматься с детьми, и такая позиция достаточно аргументирована, поскольку в средней и старшей школе ученикам приходится, посещая курсы быстрого чтения, «переламывать» сформировавшийся неправильный навык, и на это тратится время.

Другие предлагают дождаться взрослого возраста, когда соответствующие центры, отвечающие за сосредоточение внимания, сформируются и дадут возможность работать со скоростью чтения — процессом, очень сильно «завязанном» на развитом внимании.

 

Возникновение желания читать быстрее у ребёнка

Мнение Advance по этому поводу с годами менялось, и на данный момент мы стоим на позиции эволюционизма в этом вопросе.

Суть этой позиции, если коротко, состоит в том, что в природе никогда не происходят изменения потому, что какому-то организму захотелось измениться. Причина изменений — необходимость адаптироваться к изменяющимся условиям среды.

Так и в вопросах чтения: для того, чтобы человек «дозрел» до необходимости читать быстрее и эффективнее, необходимо, чтобы окружающая среда (в нашем случае — школа и дополнительное образование) его к этому подталкивала. По нашему опыту, это происходит в период с 7-го по 9-й класс.

Что влияет на желание ребенка читать быстрее и эффективнее?

1. Переход от общеразвивающих занятий к изучению наук

В период 7–8-го класса от общеразвивающих занятий учеба в школе переходит к изучению наук. Зачастую для школьника этот переход равнозначен переходу границы немецко-фашистскими захватчиками в начале Великой Отечественной войны — он происходит вероломно, без предварительного объявления.

Так, скажем, появляется физика, с элементами которой ученик сталкивался и раньше, но они все были описательного характера и никак не пытались изменить его картину мира. А тут вдруг — задачи! И камень, падающий вниз, — это уже не объект любования, а нечто, у чего есть численные параметры.

Биология, например, до 8-го класса включительно — гуманитарная дисциплина, а в 9-м классе по циклической программе ученик сталкивается с задачами по генетике, и этот переход тоже не у всех школьников происходит гладко. И так далее.

В целом, ученики сталкиваются с необходимостью разбираться в целом ряде наук, и объем текстовой информации возрастает многократно;

Эволюция быстро происходит тогда, когда у изменений есть, помимо причины, ресурсы. Ресурсом для изменений является наличие курсов скорочтения.

2. Удвоение художественной литературы

Не секрет, что школьная программа по литературе, мягко говоря, не всеми учениками принимается на ура.

Разные исследователи приводят разный процент учеников, которые с явной неохотой читают классические произведения, но при этом охотно читают другую литературу — фантастику, детективы, а порой и произведения крупные и серьезных форм, но тем не менее не входящие в школьную программу. Это разделение происходит чаще всего как раз в средней школе и удваивает объем, который надо и хочется прочитать.

При этом, к сожалению, формируются еще и разные подходы к чтению, когда ученик читает «обязательную» программу поверхностно, не вчитываясь, «для отчетности», а эмоции и сопереживание включает только на тех книгах, которые выбирает сам для себя.

Это серьезная проблема, которая обсуждается в педагогических и методических кругах, которая набирает обороты в последние 10–15 лет, промежуточные решения которой в виде «литературы по возрасту» пока не имеют эффекта;

3. Не отставать от сверстников

Если в младшей школе чаще всего хобби — это спортивные секции, коллекционирование, настольные игры, то в средней школе хобби приобретают дополнительные характеристики.

Школьники ассоциируют себя с определенными стилями музыки, и это требует некоторого знания о тех исполнителях, которые ее исполняют, с какими-либо социальными течениями и пр. Такая трансформация дает дополнительную мотивацию к знакомству с информацией, часть из которой представлена в текстовом виде.

Соответственно, в возрасте, когда эти три причины накопятся достаточно, чтобы изменить окружающую среду подростка, появляется реальная почва для эволюции чтения.

Особенности работы в разном возрасте

Эволюция быстро происходит тогда, когда у изменений есть, помимо причины, ресурсы. Ресурсом для изменений является наличие курсов скорочтения, быстрого чтения, а также поддержка со стороны родителей и преподавателя этих технологий.

В более раннем возрасте процент школьников, освоивших скорочтение, но быстро утративших приобретенные навыки, существенно выше, поскольку окружающая среда «не поддерживает» навык, не предоставляя достаточного количество информации для скоростной ее обработки. Сомневаетесь — посмотрите учебники «Окружающий мир» за 2–3-й класс, это вас убедит.

Что касается «верхней планки», то есть максимального возраста для обучения скорочтению, — ее нет как таковой.

Обучение детей

В пожилом, преклонном возрасте на первый план выходят вопросы чередования упражнений и отдыха, поскольку нагрузка на зрение, не являющаяся заметной в подростковом и студенческом возрасте, с годами становится значимой, и важно грамотно «дозировать» занятия, перемежая с гимнастикой для глаз. Других ограничений не замечено. Более того, в связи с актуализацией концепции непрерывного обучения тема повышения скорости и эффективности чтения для людей в возрасте обещает в ближайшее время стать очень актуальной и востребованной.

Руководитель академического отдела
центра образователных технологий Николая Ягодкина – Глеб Годун